Мать Тереза была убеждена, что все болезни лечит вера... | Colors.life
571

Мать Тереза была убеждена, что все болезни лечит вера...

Будущая Мать Тереза, урожденная Аньеза Гондже Бояджиу, выросла в очень религиозной македонской семье. В 18 лет она отправилась в католическую Ирландию, чтобы там принять монашеский постриг. После нескольких лет послушания в 1931 году при пострижении она взяла имя Терезы, под впечатлением от жития канонизированной в 1927 году французской монахини Терезы из Лизье. Под ним она отправилась в Индию, где и прославилась в качестве великой благотворительницы.

Реклама

В 1948 году Тереза, к тому времени прожившая в Индии уже почти двадцать лет, решила создать собственную монашескую организацию «Сестры миссионерки любви». Целью организации провозгласили служение бедным и больным. У Терезы оказались задатки профессионального PR-менеджера: для начала она отказалась от традиционных для католических монахинь одеяний в пользу бело-голубых нарядов, созданных по мотивам индийской народной одежды. Благодаря этому стиралась грань между католическими монахинями и индийцами.

Но прославились «Сестры» только через двадцать лет. В конце 1960-х годов Тереза познакомилась с телевизионным журналистом Малькольмом Маггериджем. Бывший разведчик, левак и агностик Маггеридж все больше погружался в христианство, а потому со всей страстью неофита хотел рассказать миру о «современной святой». Знакомство монахини и журналиста обернулось взаимовыгодным партнерством. Маггеридж нашел своего героя, который сделал ему имя в журналистике. Тереза получила мировую известность, а богатые и бедные католики считали своим долгом делать пожертвования в пользу «Сестер-миссионерок».

Вслед за Маггериджем и другие журналисты консервативных взглядов бросились «делать биографию» шестидесятилетней монахине. В 1970-е годы она стала тем персонажем массовой культуры, которым и вошла в историю еще до канонизации. В это время она получала одну за другой награды и международные премии, которые увенчала Нобелевка 1979 года «за утверждение мира в самой важной сфере, защищая неприкосновенность человеческого достоинства».

Если для христиан всего мира она стала «живой иконой», то людей, далеких от ее религиозных убеждений, ее высказывания и поступки, мягко говоря, часто ставили в тупик. «Есть что-то прекрасное в созерцании того, как нищие несут свое бремя, страдая подобно Христу. Эти страдания обогащают мир», — утверждала Мать Тереза. Католическая церковь жестко осуждает аборты, поэтому Тереза неоднократно выступала с их критикой. Она настаивала, что аборт нельзя делать, даже если бер

В начале 1990-х годов после двадцатилетнего триумфального шествия образа Матери Терезы по миру началась обратная волна: появились первые исследования, ставящие образ «современной святой» под сомнение. Первыми с критикой выступили врачи. В 1991 году главный редактор британского медицинского журнала The Lancet Робин Фокс посетил приют «Сестер» в Калькутте. Надо сказать, что Тереза, следуя своей христианской логике, называла приюты «домами умирающих»: ведь смерть спасает людей от новых грехов. Сама Тереза, испытывавшая проблемы с сердцем, умирать не собиралась и лечилась в Европе и США. Впрочем, она считала свой сердечный недуг происками дьявола и попросила совершить над ней обряд изгнания бесов.

Фокс увидел, что «дома умирающих» полностью соответствуют своему названию — без метафор. Элементарная медицинская гигиена в этих приютах не соблюдалась. Тереза была убеждена, что все болезни лечит вера, а потому излечимые и неизлечимые больные лежали в одних палатах. Различия не делалось, и когда дело касалось инфекционных и неинфекционных болезней. Фокс отмечал, что многие проблемы приютов Матери Терезы можно было бы решить, если бы у монахинь было медицинское образование. Из-за незнания элементарных вещей сестры плохо стерилизовали шприцы и ошибались в выборе лекарств. Немалой проблемой было отсутствие должного количества обезболивающих для «страдающих грешников».

Но самым животрепещущим вопросом для критиков Терезы всегда были деньги, которые поступали к ней со всего мира. Счет шел на миллионы при полной непрозрачности их распределения между 517 миссиями «сестер» в 100 странах. Вслед за публикацией Фокса в немецком журнале Stern появилось расследование, в котором указывалось, что только 7% от денег «Сестер» шли на благотворительность, преимущественно на помощь умирающим.

В 1984 году в индийском городе Бхопале случилась крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества. На местном химическом заводе произошел выброс 42 тонн ядовитых веществ в атмосферу, в результате

1981 году Тереза завела тесные отношения с президентом Гаити Жаном-Клодом Дювалье, который славился масштабными коррупционными схемами в своей небогатой стране. Однако Тереза настаивала: «Дювалье любит своих бедных, а они отвечают ему взаимностью».

В 1989 году Мать Тереза посетила Албанию, где сблизилась с семьей коммунистического диктатора Энвера Ходжи. Она лично возложила венок на могилу коммунистического лидера, который по примеру своего кумира Сталина насаждал в Албании атеизм и боролся с религией. На многочисленные вопросы журналистов об этичности этого поступка Тереза предпочитала не отвечать.

После смерти Матери Терезы в 1997 году, несмотря на ее прижизненное требование сжечь все ее записи, они были опубликованы. Выяснилось, что женщина, которую несколько десятилетий считали примером искренней веры, до самой смерти сомневалась в существовании Бога.

В своем дневнике год за годом она писала, что ей трудно помогать умирающим, что из-за тающей с каждым днем веры она перестает испытывать сострадание. «Где моя вера? Даже глубоко внутри нет ничего кроме пустоты и тьмы. Если Бог существует — пожалуйста, прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли к небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою душу. Как болезненна эта неизвестная боль — у меня нет веры», — переживала Тереза.

Естественно, подобные сомнения играли на руку ее критикам, которые ко всем остальным обвинениям добавили еще и лицемерие. Ее сторонники отвечали, что настоящей веры без сомнения быть не может, и Тереза своей деятельностью доказала существование Бога.

Но никакие упреки, сколь бы обоснованными они ни были, не мешали посмертной славе Матери Терезы, которая в 2003 году была причислена к блаженным, а спустя 13 лет будет канонизирована. И сейчас, возможно, имя святой Терезы снова войдет в моду среди католиков, и какая-нибудь молодая женщина совершит постриг, вдохновившись жизнью благотворительницы из Индии.

Реклама
М.Видео
Л'Этуаль
lamoda ru
Вам будет интересно
Alexandra Mi
Комментарии (0)
Наталья Нефедова
Наталья Нефедова
1716 дн. назад
Узнавайте о новых публикациях первыми!
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы ничего не пропустить.
/// Scroll to comments or other