10 мифов о правиле третей. Вот как на самом деле нужно строить композицию в кадре | Colors.life
735

10 мифов о правиле третей. Вот как на самом деле нужно строить композицию в кадре

Тэвис Лиф Гловер (Tavis Leaf Glover) – файн-арт фотограф и писатель из Гонолулу, Гавайи. Он убедительно развеивает мифы о правиле третей и учит применять принципы гештальтпсихологии в фотографии и искусстве.

«Меня зовут Тэвис Лиф Гловер. Я, как и вы, пытаюсь создать произведение искусства, которым смогу гордиться и показать миру. Но кое-что очень мешало мне с самого начала... это правило третей.

Мне хочется пролить свет на мифы о правиле третей, которые всем нам вбили в головы, когда мы находились у истоков своего творческого становления.

Возможно, мы вместе изменим будущее искусства, если поможем другим художникам отказаться от правила третей и ввести другие бесценные дизайнерские приёмы, продемонстрированные в этой статье. Мне нужна ваша помощь, потому что в одиночку я это сделать не смогу!

Как и многие другие художники, я просто сходил с ума, полагая, что правило третей – подходящий способ построения изображения. Но думаю, это зависит от стандарта, к которому вы стремитесь. К искусству на высоте таких мастеров как да Винчи, Бугро, Дега, Рубенс... или к мастерству на уровне воскресного художника, чья цель – повесить свои картины в местном антикварном магазине, но не в престижной галерее или в музее.

Картины да Винчи, Бугро, Дега, Рубенса.

Без композиции искусство процветать не может. А когда вы используете правило третей для её построения, то в итоге оказываетесь в тёмном переулке, где вас ждёт заурядное искусство. Звучит резко, но честно.

Мой опыт показывает, что люди не любят правила, и, конечно, они не хотят им следовать. Все любят повторять одно и тоже: «правила существуют, чтобы их нарушать» или «я думаю, что нужно хорошо выучить правила, чтобы знать, как их нарушать».

Слово «правило» иногда воспринимают негативно. Я стараюсь продемонстрировать не правило, которое должно быть нарушено. А разобрать познания, которые вы можете включить в свои произведения, если захотите. Выбор за вами.

Миф № 1: «Оно делает изображение визуально приятным/притягательным»
Чтобы развенчать его, мы должны узнать, что делает изображение визуально приятным, и я уверяю вас, это не расположение объекта на пересечениях по правилу третей. Чтобы картинка была визуально притягательной, нужно применить приёмы композиции таким образом, чтобы зритель ясно её прочитывал... не отвлекаясь на второстепенные элементы или путаницу при отсутствии визуальной иерархии. Как нам это сделать?

Нужно понимать, как мозг воспринимает зрительные раздражители. Для этого мы используем метод гештальтпсихологии соотношение фигуры и фона (Figure-Ground Relationship/FGR), чтобы чётко отделить объект съёмки от заднего плана.

Фотография Анри Картье-Брессона.

Или мы можем использовать «закон непрерывности», который позволит создать потрясающие арабески с несколькими объектами.

Картина Эдгара Дега, демонстрирующая арабеску.

Мы можем даже использовать «наибольшую площадь контрастности», чтобы направить взгляд зрителя к основному объекту.

Миф № 2: «Это правило используют профессионалы»
Следующий миф – «это используют профессионалы». Энни Лейбовиц, безусловно, профессионал и один из самых пафосных современных фотографов. Так давайте возьмём одну из её фотографий, просто наложим линии по правилу третей и проверим.

Камин расположен по правилу третей.

Мы видим, как линия каминной полки расположена в полном соответствии с правилом третей. Значит, она его использует... но погодите, а как же позы моделей? Как ей удалось создать столь великолепный состав, если направляющими являются лишь горизонтали и вертикали? Что делать дальше? Несколько моделей расположены по правилу третей, но куда двигаться дальше? Как расположить руки, ноги, платья, куда направить взгляд? Вот здесь мы вводим динамическую симметрию.

Миф № 3: «Оно притягивает взгляд к области изображения»
Это не совсем так. Расположение объекта в точке пересечения третей без учёта всего остального не направит внимание к композиционному центру.

Миф № 4: «Оно позволяет расположить объект не в центре»
Во-первых, кто сказал, что центр кадра – это плохо? И почему мы должны в это верить?

Фотограф Тэвис Лиф Гловер.

В гештальтпсихологии есть техника, которая называется закон симметрии. Это означает, что человеческий разум всегда стремится найти баланс в зрительных стимулах. Поэтому, если мы используем правило третей и размещаем объект вне центра, то нам понадобится второй элемент, чтобы уравновесить изображение. Если его нет, значит, мы создали дисбаланс в композиции.

Миф № 5: «Это основа сбалансированного и интересного кадра»
Мы рассмотрели закон симметрии, затрагивающий потребность в надлежащем балансе изображения, но мы не упомянули о том, как правило третей рождает нежелательное негативное пространство. Если мы поместим объект на одной из линий третей, не рассматривая изображение в целом, то другая сторона композиции опустеет, и мы получим негативное пространство, которое отвлечёт внимание от главного объекта.

Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:


Вам будет интересно
Комментарии (0)
Ната
Ната
2053 дн. назад
Узнавайте о новых публикациях первыми!
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы ничего не пропустить.
/// Scroll to comments or other