Джейн Остин: первая леди английской литературы. | Colors.life
2403

Джейн Остин: первая леди английской литературы.

Она тонко и иронично описала нравы сословного общества своего времени, была одной из создательниц реалистической традиции в литературе и феномена «женской прозы».

1. Дочь священника.

Джейн Остин родилась в семье священника в маленьком провинциальном городке Стивентон в графстве Хэмпшир. У Джейн было шесть братьев и сестра - Кассандра, которая всю жизнь оставалась её ближайшей подругой.

Семья жила небогато, одного из братьев - Эдварда - даже отдали на усыновление состоятельным родственникам, что позволило ему продвинуться по социальной лестнице.

Однако отец Джейн был весьма просвещённым и начитанным человеком. И поддерживал в своем доме творческую атмосферу. Литературой, например, пробовал заниматься и старший брат писательницы Джеймс, а её сестра Кассандра увлекалась акварелью. Все дети Остинов много читали и имели неограниченный доступ к отцовской библиотеке.

Семья оказала заметное влияние на литературные занятия Джейн. Её родители, братья и сестра были и её первыми читателями. Джейн Остин начинала писать не для вечности, не для потомков и не для неизвестного потенциального читателя. Она писала книги для ближайшего круга - для своих родных.

2. Английский юмор.

Джейн и Кассандра 3 года учились в частных школах. Но систематического образования так и не получили. У семьи кончились деньги. К тому же в одной из школ сёстры чуть не умерли от сыпного тифа. Поэтому дальнейшим их образованием отец занимался самостоятельно.

И литература была одним из главных предметов в «образовательном плане» Остинов. Отец привил своим детям любовь к чтению и познакомил с главными авторами английской литературы. Шекспир, Голдсмит, Ричардсон, Стерн, Филдинг и многие другие - Джейн всех знала и всё читала.

Она и как писательница началась с пародийного отклика на литературную традицию. В 14 лет она написала роман «Любовь и дружба», который явно и иронически отсылала к мелодраматизму XVIII века.

В 15 лет составила «Историю Англии», которая иронически обыгрывала школьную историческую литературу, в том числе популярную в те годы книгу Голдсмита «История Англии с ранних времён до смерти Георга II». Еще одно юношеское произведение Джейн Остин – Нортенгерское аббатство – написано, как пародия на готический роман.

Юмористическая нота сохраняется и в поздних произведениях Остин. Её описания английского общества пронизаны тонкой и сдержанной иронией и являются одним из образцов знаменитого английского юмора.

3. Провинциальная Леди.

Джейн Остин родилась и практически всю жизнь прожила в английской глубинке. Но в отличии от своей младшей соотечественницы и коллеги Эмили Бронте, которая также появилась на свет в семье провинциального священника, она никогда не была затворницей, и литература никогда не была для неё единственным «окном в мир».

Джейн прожила короткую, но насыщенную жизнь типичной провинциальной английской леди. Она поддерживала связь со всеми братьями и их женами, многочисленными дальними родственниками и друзьями семьи.

Она написала более 3000 писем, живо интересовалась историей и актуальными событиями. В общем, была типичной женщиной своего времени и сословия.

И это, пожалуй, было самым необходимым для того, чтобы Остин стала писательницей. Ведь главный предмет её произведений - нравы английского общества.

А их надо хорошо знать изнутри, чтобы описать так убедительно, точно и остроумно, как это сделала Остин. Неслучайно и псевдоним, с которым писательница вошла в литературный мир, был прост, но ёмок - Леди.

4. Как правильно выйти замуж.

Даже поверхностного знакомства с романами Джейн Остин достаточно, чтобы увидеть её главную тему – замужество.

Вопрос «Как выйти замуж?» и сегодня остаётся в ряду вечных женских. Остин, похоже, была первой кто так ярко поставил его в литературе.

Тема брака возникает практически во всех самых известных романах Остин - «Чувства и чувствительность», «Гордость и предубеждение», «Эмма». Это понятно, ведь брак - один из основных институтов сословного общества, а для того времени женщины - чуть ли не единственный способ одобренного этим обществом социального взаимодействия.

В те времена женщина не могла строить карьеру и была зависима от того, какое положение она занимает по отношению к тому или иному мужчине. Единственный способ изменить свой социальный статус или материальное благосостояние - выйти замуж.

Джейн Остин стала одной из первых писательниц в истории европейской литературы, кто описал мир глазами женщины. И многочисленные производители современной «женской прозы» ведут свою историю в том числе от неё.

5. Старая дева.

Хотя практически все произведения Джейн Остин построены вокруг интриги замужества, сама писательница так и не нашла счастья в личной жизни. В 20 лет у неё был роман со студентом-юристом Томасом Лефроем.

Семья Лефроя была против возможного брака с Джейн. Ведь она происходила из бедной семьи, и получить значительное приданое за неё было невозможно. После этой истории Джейн так и не вышла замуж, и к 30 годам смирилась с участью старой девы.

Семья не сложилась и у ее сестры Кассандры. Её жених заболел и умер от жёлтой лихорадки, когда пытался заработать деньги на свадьбу. Также, как и Джейн, Кассандра, которой в тот момент было всего 24 года, не вышла замуж.

6. Реализм.

Сегодня Остин - безусловный классик, гордость английской литературы. Но при жизни успех писательницы был далеко не так значителен.

Первые произведения Остин издатели печатать не хотели. Роман «Гордость и предубеждение» пролежал в столе целых 15 лет. Дело сдвинулось только в 1811 году - за 6 лет до смерти писательницы - когда увидел свет роман «Чувства и чувствительность», ставший первой публикацией Остин. После этого дорога к читателям была открыта.

Всего при жизни Джейн Остин было опубликовано четыре её романа. Они пользовались признанием критиков и вызывали интерес у читателя. Три романа дважды переиздавались ещё при жизни писательницы. Однако в полной мере почувствовать вкус литературной славы Остин не смогла, так как печаталась под псевдонимом.

Репутацию великой писательницы Остин и вовсе заслужила только спустя сто лет после своей смерти. Она стояла у истоков реализма в английской литературе, и в каком-то смысле опередила своё время.

В начале XIX века романы Остин, описывающие обыденную жизнь обычных людей, потерялись в буре и натиске романтизма. Например, Шарлота Бронте отзывалась о творчестве Остин с пренебрежением. Признавая её умение описывать нравы общества и точно воспроизводить «обыденные лица», она считала, что этого мало для того, чтобы быть великой. Романтикам в произведениях Остин не хватало ярких героев и необычных ситуаций.

Впрочем, в то же время Вальтер Скотт отзывался об Остин с восхищением, ставя всё тот же реализм в заслугу: «Эта молодая дама обладает талантом воспроизводить события, чувства и характеры обыденной жизни, талантом самым замечательным из всех, которые мне приходилось встречать»

7. Гордость и предубеждение и зомби.

Своего пика популярность Остин достигла только в начале XX века. Романы Остин регулярно переиздаются и неоднократно экранизировались.

В 2009 году творчество Джейн Остин стало основой для нескольких романов в жанре мэшап. Так, Бен Уинтерс опубликовал книгу «Разум и чувства и гады морские», в которой классическое произведение Остин обновляется за счёт новой сюжетной линии - нашествия морских чудовищ.

А писатель Сет Грэм-Смит превратил роман «Гордость и предубеждение» в настоящий зомби-хоррор, по мотивам которого в этом году был снят одноимённый фильм. Такая деконструкция творчества Джейн Остин лишний раз подчёркивает, что имя писательницы давно стало синонимом классической литературы.

Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:


Теги
#англия #жизнь #писательница #судьба #женщина #литература
Вам будет интересно
Комментарии (0)
Елена Курашкина
Елена Курашкина
Автор
1800 дн. назад
Узнавайте о новых публикациях первыми!
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы ничего не пропустить.
/// Scroll to comments or other