История кукольных домиков.европейские доллхаусы. | Colors.life
2533

ИСТОРИЯ КУКОЛЬНЫХ ДОМИКОВ.ЕВРОПЕЙСКИЕ ДОЛЛ-ХАУСЫ.

В семнадцатом-восемнадцатом веках, кукольные дома изготавливались в основном в Германии, Голландии и Англии. Производство не было массовым - и оттого собственные игрушечные апартаменты стоили очень дорого, позволить себе такую роскошь могли только монаршие особы и зажиточные горожане. Некоторые умудрялись извлекать выгоду из обладания мини-сокровищем: Анна Роферлин, хозяйка выполненного в 1631 году роскошного кукольного дома, даже брала небольшую плату за его осмотр.

Реклама

Кукольный домик Petronella Oortman считается шедевром кукольной миниатюры. Амстердам, ок. 1686-1710 Материалы: Дуб, облицованный панцирем черепахи и инкрустированный оловом (фото кликабельно)
Раньше этот кукольный домик принадлежавшийПетронелле Ортман - жене богатого купца шелком, считался одним из чудес света.
Посетители со всех концов мира приезжали полюбоваться на Кукольный домик Петронеллы. Он полностью обставлен мебелью, и каждый предмет изготовлен с исключительной точностью, всегда в масштабе 1:9. Насколько это было возможным, каждый предмет был изготовлен из того материала, из которого он был бы сделан, будь на его месте предмет стандартного размера. В работе над этим домиком приняло участие большое количество мастеров: художников, резчиков по дереву, изготовителей мебели, корзинщиков, мастеров серебряного дела, стеклодувов, переплетчиков. Они создали около 700 объектов для домика, оригиналы которых в реальном размере почти не дошли до наших дней. Кукольный домик предоставляет нам уникальную возможность увидеть интерьер дома богатой семьи, а также то, как они вели хозяйство в конце 17-го века.
Только для того, чтобы обставить ее домик с мебелью, Петронелла Ортман заплатила такую сумму, которой было бы достаточно, чтобы приобрести дорогостоящий дом на одном из амстердамских каналов. Снаружи домик облицован панцирем черепахи и инкрустирован оловом, что тоже стоило очень дорого.
В кладовке помимо торфа хранились предметы быта; прялка, жаровня для сушки пеленок. За деревянной перегородкой украшенной восхитительным орнаментом хранились горшки.

Кроме того, на третьем этаже находится детская. Детская полностью отделана желтым шелком, декорированным голубыми лентами. Повсеместное использование одной и той же ткани было характерным в интерьерах конца 17-го века. Кровать представляет собой «павильонную кровать», называемую так из-за свешивающегося с потолка балдахина. А в шкафу висела одежда.
На первом этаже - кухни, одна для использования, другая для демонстрации, а также комната для шитья и библиотека.
С него даже написана картина Jacob Appel, 'The doll's house of Petronella Oortman', 1710 фото кликабельно
Как и подразумевает название, лучшая кухня была той, где стояла лучшая кухонная утварь. Ее не использовали для трапез или приготовления пищи. Всю заднюю стенку занимает сервант с красиво расставленным фарфором. Этот фарфор привезенный из Китая и Японии был изготовлен на заказ. Большая часть фарфора покупалась у Голландской Ист-Индской Компании, которая начала торговать предметами для кукольных домиков, начиная с их появления.
На полках ниже стоит стеклянная посуда. Кроме того перед нами детский стульчак, а на столе подушка для шитья. Стены облицованны керамической плиткой.

Пища готовилась в комнате рядом. Это была небольшая, простая кухня. Слева находится медный умывальник с насосом, который закачивает воду из настоящего резервуара. На столе для готовки лежат тарелки с едой из воска. Корзина содержит крошечные миниатюрные ножи и вилки из серебра. Подсвечники являются свидетельством совершенства масштаба и пропорции кукольного дома. Задняя дверь в ней вела в туалет и в скрытый погреб.
Холл также является важной частью дома и оформлялся так, чтобы произвести впечатление на гостей. Мраморный пол, потолок с росписью, украшенные гризалью стены, резные скамейки и столики для подсвечников, за дверьми в задней части холла бил миниатюрный фонтан на фоне живописного сада.
Погреб тщательно детализирован. Состоит из напольной плитки с росписью и побеленых стен. В погребе различные бочки пива, горшки, бутылки. Бочки были размещены на деревянной платформе, чтобы сохранить их от влажного пола.
На втором этаже также размещена Гобеленная комната (комната для шитья), комната отделана шелком вышитым зигзагообразным узором из трех цветов, так называемым «Ирландским стежком» (барджелло), популярным в голландских домах 17-го века. В шкафу-кабинете хранится коллекция раковин.

Второй этаж наиболее важен. На нем дорого обставленые комнаты, явно предназначавшиеся для приема гостей. Задняя дверь Гобеленной комнаты ведет в библиотеку, в которой имеется шкаф содержащий 84 миниатюрные книги с кожным переплетом и страницами из пергамента. Их страницы содержат в основном иллюстрации с изображением гербов, городских пейзажей, портретов и графики.
Перед нами самая дорогая комната в домике, салон, использовавшийся исключительно для приемов. Именно эта комната определяет богатство и статус владельца дома. Ее стены полностью украшены пейзажами, а на потолке изображено небо в облаках. Как было принято в те времена, стулья выставлены вдоль стен. Но в середине комнаты расположены два стула для игры в триктрак. Форфоровые горшочки являются плевательницами для табачного сока.
Стулья салона более тщательно разработаны, чем стулья в других комнатах.
В доме также была комната для роженицы. Всякий раз, когда хозяйка дома должна была вот-вот родить, для этого события выделялась одна из комнат. Оформление комнаты подразумевало отдых и прием посетителей. Кровать скрыта за занавесом в глубокой нише. Ширма отделяет колыбельную от общей комнаты. Рядом шкаф для сухих пеленок и камин. Ребенок, завернутый в пеленки, лежит на мягком удобном кресле. Потолок и трубы украшены панно с изображением Моисея-младенца в своей корзине.

Практически все первые кукольные дома были "забавой для взрослых", которые могли позволить себе этот предмет роскоши. Искусно "встроенные" в обыкновенный шкаф с дверцами, самые первые кукольные домики выглядели как простой предмет мебели. Но когда дверцы раскрывались, изысканное убранство кукольного дома представало перед зрителями во всем своем великолепии. Но куклам в тех домах уделялось явно меньше внимания, чем обстановке - они, изготовленные из дерева или воска, были лишены изящества. Дети в то время все же допускались к кукольным домам, но только под бдительным родительским присмотром.
Во второй половине семнадцатого века кукольные домики становятся все более распространенными. Их убранство создается искусными мастерами соответствующих цехов, и точно копирует предметы быта, которые были в обиходе в те времена. Интерьеры домов создавались в духе последних модных веяний и лучших традиций тех времен… Кстати, кукольные домики играли не только эстетическую, но и практическую роль. При помощи этих домиков зажиточные господа обучали своих дочерей женским обязанностям - ведь убранство кукольных жилищ во всех деталях повторяло обстановку человеческих домов. В каждом кукольном доме было всё, что может понадобиться - мебель, кухонная утварь, предметы быта и роскоши, поэтому девочки и девушки, знакомясь с "содержимым" кукольного дома, в игровой форме подготавливались к замужней жизни.
Несмотря на название игрушки "кукольный дом", дома не всегда населялись куклами. Всё зависело от пристрастий хозяев - одни предпочитали держать миниатюрную копию человеческого дома пустой, другие сами изготавливали миниатюрных жильцов и шили им одежду, третьи покупали множество разнообразных кукол - господ, слуг и даже домашних животных…

Самый роскошный кукольный дом восемнадцатого века был изготовлен в 1716 году и принадлежал юнойпринцессе Августе Доротее фон Шагсбург. Было потрачено целое состояние, чтобы на свет появился целый кукольный город Mon Plaisir ("Мое удовольствие"), и по сей день считается самой большой и самой обширной коллекцией европейского миниатюрного искусства в мире: 84 застекленные комнаты, 24 дома, 411 кукол…
Творцами этого города, по легенде, были монахи Эрфурта. Средний размер кукол, населявших Mon Plaisir, был 25 сантиметров - немного больше обычного размера "обитателей кукольных домов". Среди них были принц и принцесса, продавцы, нищие, горожане разных сословий и статусов… Куклы были натуралистично выполнены из воска, и с их участием разыгрывалось множество сценок из городской жизни. Сейчас это сокровище находится в музее замка в Арнштадте.
Mon Plaisir – целый кукольный город, созданный по подобию арнштадтского замка Нюж в мельчайших деталях передает картину жизни небольшого городка эпохи барокко. Здесь можно увидеть оживленный городской рынок с продавцами, нищими и горожанами разных сословий, экипажи перед имперским почтовым домом, монастырский быт и придворные балы – всего 81 сценку, изображенную с исторической достоверностью. Интерьеры кукольного замка в стиле, характерном для эпохи регентства, декорированы ленточным орнаментом, залы обставлены прелестной миниатюрной мебелью в стиле барокко и рокайль.
Превосходная керамическая посуда для кукольного замка изготавливалась на мануфактуре Доротенталя, а для пошива платьев кукольного гардероба княгиня задействовала своих придворных фрейлин.

Однако самыми элегантными считаются кукольные дома, сделанные в Голландии - не только ремесленниками, но и знатными дамами, которые создавали изящные кукольные интерьеры в особых шкафах - "кабинетах" или "домах-полках". Порой кукольными домами голландцы гордились больше, чем собственным жилищем…
Кроме домов для кукол, в Голландии делались разнообразные мастерские, школы, кухни, наполненные множеством соответствующих вещичек… И, конечно, создавались целые игрушечные лавки-магазины - они в больше степени служили для детских игр: на крошечных игрушечных "макетах" дети обучались делать покупки, готовясь к этой важной стороне взрослой жизни.
В Англии же кукольные дома почти сразу стали детской игрушкой, золотой мечтой каждого ребенка… Первые baby-houses, как их называли в Англии, повторяли настоящий дом во всем, вплоть до кладки черепицы.
Французские кукольные дома славились своим артистизмом. Даже король Франции Людовик XIII питал большое пристрастие к кукольным домам. Известно также, что в 1630 году кардинал Ришелье подарил принцессе Мэнской макет комнаты с очаровательными фигурками новорожденного младенца, матери и повитухи - с обитателями комнаты можно было играть. А Мария-Антуанетта была обладательницей роскошного кукольного дома с фигурками из стеклянных нитей…
Поскольку "породила" кукольные дома европейская культура, и в силу определенных исторических условий у них было больше шансов сохраниться в США и странах Европы, коллекционирование кукольных домов (как современных, так и антикварных) распространено в основном на Западе. Там кукольные дома - это неотъемлемая часть "культуры миниатюр", и коллекционеры крошечных кукол, их атрибутики и жилищ называют себя "miniaturists" - миниатюристы. А в зарубежной литературе и Интернете можно найти рекомендации по содержанию, починке и "подновлению" как для коллекционеров, так и для людей, которым посчастливилось получить такое сокровище по наследству или найти его на чердаке старого фамильного дома…
Этот домик заказала Мар

Реклама
Теги
#красота #дизайн #уютерра
Вам будет интересно
Комментарии (0)
Елена Пряхина
Елена Пряхина
Автор
1600 дн. назад
Узнавайте о новых публикациях первыми!
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы ничего не пропустить.
/// Scroll to comments or other