Шляпа солирующая мелодия стиля | Colors.life
155

Шляпа – солирующая мелодия стиля

Шляпа сегодня все чаще обитает где-то далеко на полках шкафа, примерно посередине между фотографиями молодых дедушки и бабушки с надписью “С приветом из Гагр!” и свадебной фатой мамы. Редко шляпы становятся частью образа, имиджа или важной составляющей стилевой композиции. А жаль…
Сегодня шляпа вернулась к тому, что было ее предназначением изначально – защищать голову от непогоды. И потому гораздо чаще встречаются береты и соломенные летние шляпки, жокейские шапочки и бейсболки. Давно уже позади эпоха обязательного ношения шляп для дам всех возрастов и сословий, когда по украшению или типу шляпы можно было узнать о статусе носившего ее. Позади и то время, когда шляпки были модными и означали стремление выглядеть стильно и элегантно. Словно ветер современной моды сдул шляпки с прекрасных женских головок. Иногда они появляются – но лишь на сезон, и то редко мода на шляпки выплескивается с подиумов на улицы. И лишь один островок остался на плаву, где шляпы неизменно модны и всегда экстравагантны – это Королевские скачки в Аскоте.

БЕЗ ДАТЫ РОЖДЕНИЯ
Шляпа появилась… а вот когда она появился точно никто не скажет. Да и что называть шляпой? Соломенный конус, который носили (да и сейчас носят) женщины Юго-Восточной Азии? А может быть тюрбан, тоже пришедший с Востока? Головные уборы жриц древнегреческих храмов? Или, может быть, фригийские шапочки бывших рабов? А корона на голове властителя – чем не шляпа? Пастуший петас – широкополая шляпа, родилась в незапамятные времена Древней Греции, дожила до сегодняшних дней и знакома многим по изображениям Гермеса – покровителя путников и пастухов.
Давайте лучше обратим внимание на то время, когда шляпы стали обязательными к ношению. Заметьте – это не мода, это обязанность.
Скорее всего, традиция ношения шляп родилась из религиозных предписаний. Практически каждая религия запрещала женщинам появляться на людях с непокрытыми волосами – разница была лишь в степени закрытости. У женщин небогатых на головах был платок – выткать или купить его было вполне по силам даже не самой зажиточной семье. А вот те, кто имел средства на то, чтобы выделиться, придумывали дополнения к платку или шали. Со временем религиозные требования смягчились, а стремление выделиться усилилось – головной убор становился все роскошнее, формы его отличались многообразием.
В эпоху раннего Средневековья в пути чаще всего использовались капюшоны – они были гораздо удобнее тех уборов, что нужно было надевать на голову. Дома же мужчинам покрывать голову не было необходимости, а уборы женщин тоже больше походили на капюшон. Позднее капюшон окончательно “оторвался” от одежды и тут же возникла потребность удерживать новый головной убор на голове. В связи с этим популярной становится шотландская шапочка, плотно надевавшаяся на голову и для надежности завязывающаяся под подбородком. Год за годом, столетие за столетием привносили в эту деталь гардероба что-то новое – на исходную шапочку стали нашиваться драгоценности, женщины стремились подчеркнуть лицо оборками и пышными лентами, мужчинам понравилась возможность отгибать “уши” шапочки и при необходимости то закрывать собственные уши, то оставлять их открытыми. Одним словом, от прежней шотландки постепенно осталась лишь идея, и тогда пришел черед родиться шляпе – в том виде, как мы воспринимаем их сейчас.
Произошло это ориентировочно в 14 веке – именно тогда на картинах все чаще виден привычный образ шляпы – не в смысле украшений и форм, они современного человека способны шокировать, а в концепции – тулья на голове и дополнения по окружности и по верху. Тулья то удлинялась – конус длиной до двух метров был вполне себе модной деталью, то укорачивалась – шляпа облипала голову, как чепчик младенца. К ней “прирастали” то огромные поля, которые нужно было пристегивать, чтобы они не мешали (так родилась треуголка), то шляпа становилась совсем крохотной, прикрывая только макушку. У шляп родились собственные аксессуары – шляпная булавка, мантоньерки и коробка для шляп.
Примерно с 15 века мода на головные уборы стала соответствовать стилистике костюма. Богатый костюм требовал роскошной шляпы, которую украшали всем, что только могло подчеркнуть статусность владельца, а шляпы для повседневной носки были скромнее – как и одежда. Со временем шляпы даже приобрели профессию – скажем, белая шапочка современных врачей родилась из кожаных шляп докторов средних веков. Шляпы с высокой тульей и опущенными вниз неширокими полями носили мясники. У офицеров различных родов войск появились собственные шляпы, которые они носили и вне сражений.
Женская шляпка тоже меняется. Практически, уже с конца 16 века женщины носили шляпы, которые постепенно уменьшались в размерах и теряли роскошь отделки, пока не превратились в чепец, а позднее и в капор. Теперь у дамских шляп вполне человеческие, а не гулливерские размеры, из отделки остались только рюши и воланы по полям вокруг лица, да еще узел мантоньерки украшал сей предмет одежды. Произошло это в 19 веке, а вот дальше история шляп стала напоминать калейдоскоп.

НАРИСУЙТЕ УЗОР, ГДЕ ПО ПОЛЮ…
шляпа ретро фотоВ пестром узоре двадцатого века можно было разглядеть отголоски прошлых веков.
Канву узора выткали шляпки из натуральных материалов в сочетании с птичьими перьями. Эти шляпы пришли из 17 века, продолжились в начале викторианской эпохи и постепенно были забыты к середине двадцатых годов прошлого века. Лебединые белоснежные или крашеные петушиные перья в сочетании с соломкой или тонкой проволокой имитировали то лесное гнездо, то сказочную птицу. Полей у таких шляпок не было – и это очень типичный признак того времени. В начале века шляпки без полей или с очень маленькими полями были очень популярны, и шляпки напоминали не утилитарный предмет гардероба, а произведение искусства. Натуральных украшений на них практически нет, но зато атласные цветы, искусственные перья и имитация древесных веточек выглядят весьма натуралистично. В таких шляпках – небольших, но от того нисколько не потерявших своего очарования, запомнились актрисы прошлых лет – Рут Уоррик, Кэрол Ломбард.
шляпка клош фотоСегодня такие шляпы носит королева Английская Елизавета II, а совсем недавно они были фаворитами принцессы Дианы. У Lacoste и Issey Miyake эти шляпки выглядят весьма актуально.
Другой тип шляпок того времени – клоши, то есть колокольчики в переводе с французского. В шляпке-клош можно было увидеть Мери Пикфорд, Вильму Банги, Констанцию Бенетт, Грету Гарбо, Норму Шерер, Марион Дэвис.
Носят ли такие шляпки сейчас? О, да, и они выглядят вполне в духе времени. Королева Дании Маргарет II была в маленькой шляпке, а принцессе Испании Летиция – в типичной клоше на свадьбе принца Уильяма. В сезоне лета 2011 такие шляпки рекомендовал к ношению Marc by Marc Jacobs и стилист Andrew Gn.
СОЗДАВАЯ ТАИНСТВЕННОСТЬ ОБРАЗА
шляпа с широкими полями фотоКрупными рисунками на узоре шляпной моды тех времен блеснули шляпы с широкими полями. Это уже ближе к концу двадцатых – тридцатым годам. Тем шляпам далеко было до средневекового геннина или более позднего шато-боне, но размеры их, тем не менее, впечатляли. Загадочно и маняще выглядели в них актрисы Айрин Данн, Джоан Кроуфорд, Розалинда Руссель. Так и хочется заглянуть под широкие поля и увидеть. Что скрывается за этим образом.
В наше время шляпы с полями (порой невообразимых размеров или с удивительными украшениями) выбирают для светских раутов княгиня Монако принцесса Шарлен, Камилла Паркер-Боулз, принцесса Кентская Мишель, шведская принцесса Виктория. Из звезд – Аксинья Серебровская, Кира Найтли, Мариса Миллер, Наталья Гуслистая. Актуальными для летних дней видят такие шляпы Модный дом Hermes, дизайнеры Alberta Ferretti и Caroline Herrera.
ПЫШНОСТЬ ВОСТОКА
тюрбан фотоАрабесками пронеслись тюрбаны – они были известны еще с древних времен, в Италии в 14-15 веках тюрбаны носили мужчины – моду на них привезли из Крестовых походов, позже их носили только на маскарадах. В 18 веке тюрбаны ненадолго показались в свете – на волне интереса ко всему восточному, связанному с событиями вокруг Османской империи и русско-турецкими войнами. Потом о них забыли… хотя нет, тюрбаны были модны в среде женщин легкого поведения.
Первая Мировая война вновь вызвала всплеск интереса к “турецким подданным” – и на экранах “великого немого” появляются женщины в чарующе-обманчивых тюрбанах. Ольга Бакланова, Грета Гарбо, Вера Холодная, Анель Судакевич, теннисистка Сюзанна Ленглен носила тюрбан практически повсюду, изящно украшая его драгоценными камнями. После Второй Мировой войны – снова всплеск популярности. Тюрбаны носили Элиза Даниелс, Софи Лорен, Марлен Дитрих.
Сегодня тюрбан нет-нет, да и покажется на модницах нашего времени – Элизабет Тейлор на собственную свадьбу (девятую по счету!) заказала роскошный тюрбан стоимостью почти три миллиона долларов. На свадьбе принца Уильяма в шляпке-тюрбане была Мириам Гонсалес, жена Ника Клегги, на тот момент исполнявшего обязанности премьер-министра Великобритании.
шапка берет фотоТонкой строчкой пробежали по ткани моды начала двадцатого века береты, кепи и шляпы наподобие мужского канотье. Грета Гарбо в берете – знакомый многим образ женщины загадочной, пугающей и манящей одновременно. Бетт Дэвис, Мэрион Дейвис, Дороти Ламур тоже носили таки шляпы.
Интересно, что, несмотря на минималистичный дизайн, образ в целом получался очень женственным, тонким. Было что-то трудноуловимое, присутствовал какой-то странный шарм в женском образе, увенчанном незамысловатой шляпой. Но Ralph Lauren, Christian Dior, Lacoste считают, что и современным женщинам по силам и по стилю вызвать такую сложную гамму ощущений и восприятия, и потому смело рекомендуют и кепки и соломенные шляпы.
ДВЕ ЛЕГЕНДЫ ОДНОЙ ЖЕНЩИНЫ
Отдельного слова заслуживают два образа, неразрывно соединенных между собой – это образ легендарной Греты Гарбо, которую можно назвать не только идеальной моделью для самых разнообразных образов, но и обладательницей самого искусного шляпного стиля.
Загадочная Грета в шляпке с огромными полями – именно такой она предстала в роли Маты Хари в одноименном фильме. Романтично-наивная в шляпке с маленькими полями в фильме “Плоть и дьявол”. Маленькая вязаная шапочка в фильме “Вдохновение” помогал актрисе создать образ свободной пресыщенной жизнью красавицы.
шляпка таблетка фотоВторой образ – шляпка-таблетка. Многие ошибочно считают, что эту круглую шляпку ввела в моду Жаклин Кеннеди и она входит в понятие “Джеки-стайл”. Но на самом деле таблетку придумала Эльза Скиапарелли, и первой обладательницей шляпы удивительной в минималистичности при одновременной выразительности стала Грета Гарбо.
Жаклин, как хорошая ученица, переняла советы красоты и умение превращать необычное в классику у Греты, и в шестидесятые вознесла шляпку-таблетку буквально на макушку моды. Практически десять лет – до начала семидесятых – “таблетка” была очень популярна.
Летние белоснежные, чем-то напоминающие береты британских моряков, демисезонные с вуалью, защищавшей от ветра, зимние из меха – у леди Дианы был такой вариант из каракуля.
женские шляпы фотоИ в наши дни шляпка-таблетка нет-нет, да и напомнит о себе – ее, например, сделала частью своего образа Виктория Бэкхем на праздновании бракосочетания принца Уильяма.
Да, шляпы сегодня не главный предмет женского гардероба. Нам лишь остается смотреть за эволюцией шляпной моды во время скачек в Аскоте и… сожалеть о безвозвратно ушедшем времени, когда можно было неспешно достать из шляпной картонки одну за другой множество шляпок…
Примерить их, в поисках идеально подходящей к своему образу, а потом прошествовать под восхищенные взгляды прохожих, которые благодаря сегодняшней шляпке не узнают в ней вас вчерашнюю…


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Инесса Пантелеева
Инесса Пантелеева
Автор
533 дн. назад
/// Scroll to comments or other