Фарфоровые куклы. История возникновения | Colors.life
327

Фарфоровые куклы. История возникновения

Прежде чем стать предметом коллекционирования, куклы были тотемом, частью обряда, атрибутом чёрной магии, заменой живого человека в жертвоприношениях, моделью для демонстрации костюмов и детской игрушкой. Из чего только не делали кукол: слоновая кость, глина, дерево, воск, ткань... Да и правила для изготовления кукол были прямо противоположные в разных странах и в разные времена: где-то куклы были с выточенными конечностями, а где-то имели довольно символические силуэты; где-то ценились ярко размалёванные лица, а где-то куклу делали строго безликой, чтобы вместе с лицом не давать ей душу. Со временем в куклах стало цениться именно сходство с человеком.

Когда в XVIII веке появилась технология фарфора, сначала она применялась для изготовления посуды, но вскоре на базе фарфоровых фабрик возникло и производство кукол. Причём из фарфора делали только головы и конечности, туловище куклы оставалось матерчатым или кожаным. В середине XIX века в европейских центрах керамического производства стали применять фарфор, покрытый глазурью, придававшей кукольным лицам блеск и яркость. Ближе к веку XX-му более распространённым стал бисквитный (неглазурированный) фарфор. На лицах кукол из бисквитного фарфора появились блестящие глаза из стекла, на голове — настоящие волосы, уложенные в причёски; всё это делало кукол более реалистичными. Фактура бисквита (вообще без глазури или с глазурью матовой) делала кукольные лица благородно-бледными.

Существовало мнение, что фарфоровые куклы возникли в Китае, поэтому первых кукол, сделаных в 1830е годы на европейских мануфактурах стали называть «китайскими». Первые «чайна» (от англ. “china”) - это куклы с головой, неподвижно соединенной с плечами. Почти все «чайна» тех лет не имеют никаких маркировок и считаются работами «неизвестного производителя». Конечно, до наших дней дошли немногие экземпляры, и они считаются редким музейным антиквариатом, даже при отсуствии маркировки. Ведь определить возраст фарфоровой кукольной головки можно и по цвету (чем фарфор старе, тем он светлее).

"Парижанок" 1860-1870-х годов отличает лицо взрослого человека и одежда, копирующая моду того времени. Только после 1880 года куклы приобретают детское лицо, и еще позже появляются куклы-младенцы. К концу XIX века главными конкурентами в производстве фарфоровых кукол стали французские («Эжен Барруа», «Дом Юрэ» и Л.Ромэ) и немецкие («А.В.Фр. Кистер», «Кестнер», «Лимбах», «Альт, ,Бек и Готтшальк», «Клинг») мануфактуры. Причём в Германии было налажено массовое, и от этого более дешёвое, производство. Именно этот факт в результате и стал решающим в конкурентной борьбе. Таким обраом, пик популярности фарфоровых кукол в Европе пришёлся на 1830-1930 гг, впоследствии их потеснила новая виниловая технология. Однако в Японии, где бисквитных кукол начали делать лишь в самом конце XIX века, эта технология стала особо популярна к началу XX века. В 1900 японские куклы «хаката нингё» были отмечены на крупной парижской выставке.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Айгуль Шагапова
Айгуль Шагапова
594 дн. назад
/// Scroll to comments or other