Фарфоровый сад | Colors.life
788

Фарфоровый сад

Однажды, на одной из журналистских вечеринок у друзей, мне рассказали о российском фарфоре Klimenkoff, показали фото панно с тончайшими полупрозрачными фарфоровыми цветами. Я была восхищена тонкостью работы и решила – когда-нибудь съезжу на производство и сделаю материал.

Текст и организация: Маша Мамонова
Фото: предоставлено Klimenkoff и М. Мамонова

Настенное панно. Бисквит.

Через какое-то время в Милане на выставке я увидела на подносе фрукты из фарфора. Они не были расписаны. Это был просто бисквитный фарфор. Идея мне очень понравилась. А через некоторое время я знакомилась с коллекцией фарфора Klimenkoff на сайте.

Груша, лимон, клубника. Бисквит, золочение, глазурь.
Пакеты молока. Фарфор, деколь.

Там, помимо просто белых бисквитных лимонов и груш, я нашла еще один понравившийся мне вариант: семечки у фруктов были покрыты глазурью и золотом. В коллекции {Far4} также есть ностальгические пакеты молока, Кремлевские конфеты, елочные игрушки, фигурки по мотивам русских сказок.

Гранат. Бисквит, золочение, глазурь.

И вот, наконец, я приехала на производство Klimenkoff в Москве. Старое кирпичное здание с высокой трубой спряталось между жилыми домами – никогда бы не подумала, что здесь может быть фарфоровая мануфактура.

Территория Уюта: Нина, а почему производство расположено именно здесь?
Нина Титаренко:
Это здание сдается в аренду художникам. Игорь Клименков – член Союза Художников. И вот, когда студии распределяли, то досталась эта.
Т.У.: И эта труба – действующая?
Н.Т.:
Нет, эта труба уже не работает. Она здесь чуть ли не с 30-х годов. Ведь в свое время это была котельнaя. Потом здесь организовал свою студию художник-фарфорист. А теперь помещение перешло к Игорю Клименкову. Он очень энергичный и творческий человек, к тому же коллекционер и знаток искусства. У него такая сильная созидательная энергия! Когда эта энергия соединилась с творческой заинтересованностью, возникла мастерская. Кстати, когда мы получили это здание, везде пришлось делать основательный ремонт.

Т.У.: Я была на многих производствах в России и в Европе, мне есть с чем сравнить, и правда, пространство этого производства организовано на очень высоком уровне. Может быть, даже на еще более высоком, чем в Европе. Надо сказать, что до того, как открыть студию в Москве, Игорь Клименков, объездил ведущие европейские мануфактуры и познакомился с организацией процесса фарфорового производства.

Т.У.: А где находятся мастера производства?
Н.Т.:
У нас два цеха. В этом – художники. Они расписывают фарфоровые изделия. Это надглазурная роспись: она требует высочайшего качества работы и мастерства. Например, письмо золотом заставляет художника максимально концентрироваться на декорируемой поверхности, так как ошибки здесь непростительны. В другом цехе – там заливка, печь, высокий обжиг. А вообще, все начинается с образа. Скульптор создает пластилиновый набросок, который обсуждается и утверждается нашим художественным советом. Далее пластилиновая скульптура расчленяется на отдельные части, с которых делаются гипсовые формы. Сложная скульптура может состоять из 20-30 форм. Нужен особый профессионализм, чтобы точно знать, как правильно «разделить» пластилин, что впоследствии поможет качественно собрать фигуру из фарфора, да так, чтобы не образовывалось некрасивых демаркационных швов.
Т.У.: А эти формы можно использовать до бесконечности?
Н.Т.:
Нет, со временем формы срабатываются. В среднем, одной хватает на 50 заливок. Еcли же использовать сработанную форму, внутри истирается рельеф, и мелкие детали у получившейся фигурки будут уже не такими четкими. Поэтому форму надо вовремя восстанавливать.

Т.У.: А где вы приобретаете фарфоровую массу?
Н.Т.:
Она поступает из Франции. Это лиможский фарфор. Приходит к нам в виде порошка, из которого мы делаем фарфоровое тесто. Это тоже особое знание, умение. Фарфор очень капризный материал. Его нужно чувствовать и понимать.

Т.У.: Какие основные коллекции вы производите?
Н.Т.:
Чаще всего это скульптура. Мы не производим посудные формы, хотя и экспериментируем с их изготовлением. Готовую посуду мы закупаем в Лиможе и в Германии, которую потом декорируем.
(Нина показывает уже готовые изделия). Вот тут вещь декорирована деколью. Деколь похожа на переводную картинку, где все элементы декора собраны вместе. Надо быть терпеливым и аккуратным, чтобы нанести деколь на изделие четко и ровно. В фарфоровом производстве очень много нюансов, и это надо чувствовать. Мы очень гордимся нашими мастерами, которые создали особый подчерк нашей мастерской.
К нам приходят учиться. Некоторые ученики, набравшись мастерства, остаются на производстве.

Коллекция уникального фарфора в кабинете Игоря Клименкова


Великолепные, редкие, поистине музейного уровня работы, Нина показала мне в кабинете Игоря Клименкова.

Цветочное панно, фарфор, бисквит
Коллекция тарелок «Вожди племен»

Панно по картине «Наполеон в горящей Москве» 1840 (Анри Альбер Адам)

Декоративная ваза (по мотивам картины Венецианова "Крестьянский день")
Ваза "Возрождение", Klimenkoff

Есть две коллекции: Klimenkoff и {Far4}. В первую группу можно отнести роскошные вазы и все, что делается вручную – сложные по форме и росписи изделия. И коллекции {Far4}. Это по большей части малая скульптура, формы и посуда, декорированная деколью, несложные цветочные композиции.

А вот такую чашку, но с собственными инициалами, можно заказать прямо в студии.


Редакция благодарит Игоря Клименкова и управляющую мастерской Нину Титаренко за помощь в создании материала.


Теги
#фарфор #мануфактуры #klimenkoff
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Территория уюта
Территория уюта
538 дн. назад
/// Scroll to comments or other