Почему фильм «Падение Берлина» должен посмотреть каждый | Colors.life
140

Почему фильм «Падение Берлина» должен посмотреть каждый

«Падение Берлина» — один из известнейших советских фильмов на тему Победы. Но название не должно вводить в заблуждение. Картина снята в 49-м году, и она не столько о войне, сколько о Сталине — носителе вечного добра. О сталинском киноклассицизме и о том, почему «Падение Берлина» нужно обязательно посмотреть.


Сталинский классицизм в кино, все-таки, не термин. Прямо скажем, к настоящему классицизму он никакого отношения не имеет. Ключевые принципы, такие как единство места, времени и действия, тут не соблюдались, конфликта долга с чувством тоже не было, зато был канон. Даже не канон, а свод правил как правильно показывать Сталина в кино. Вот, например, играть вождя мог только Михаил Геловани. Сталина он играл, начиная с 1938-го года, снялся в этой роли не менее 16 раз, а четыре раза еще и получал за эти роли премию имени своего персонажа. После смерти Сталина Геловани стал советскому кинематографу не нужен, но в 49-м снять фильм о Сталине без его участия был попросту невозможно.

А «Падение Берлина», конечно, фильм о Сталине. Не о войне, не о взятии Берлина, а именно и только о Сталине. Нет, есть, конечно, номинальный главный герой — Алексей Иванов. Он не столько живой человек, сколько символ советского величия. Иванов — ровесник Революции, родился аккурат 25 октября (7-го ноября) 1917-го. До войны он стахановец, ударник, давший рекордный показатель по выплавке стали (как знать, не является ли имя героя отсылкой к Стаханову), во время войны — отважный солдат, который страдает за Родину, бьет фашистов и ищет любимую, уведенную в немецкий плен. Мы, в принципе, знаем, как в Советском Союзе поступали с теми, кто оказался в немецком плену, но в «Падении Берлина» об этом, разумеется, нет ни слова. А у Иванова враги, в буквальном смысле сожгли родную хату, он воюет, чтобы спасти любимую Наташу и, конечно, за Сталина.

Сталин первый раз появляется уже в начале фильма. Алексей Иванов получил встречу с Вождем, в качестве высшей награды за трудовой подвиг. Алеша, естественно, мнется и нервничает. От волнения называет Сталина Виссарионом Ивановичем, но Вождь прощает его. Экранный Сталин — это воплощение добра, трудолюбия и отеческой заботы о каждом советском гражданине. И недаром застает его Алеша Иванов за возделыванием грядок и посадкой деревьев. Здесь напрашивается аналогия со Святым Франциском, но она не вполне уместна. Уместнее сказать, что Сталин, будучи великим и мудрым, остается простым человеком. Истинное его счастье, конечно, в труде. Наш Вождь возделывает огород точно также, как батраки в Алешином родном колхозе. Откуда в Алешиной биографии взялся еще и колхоз, объяснить сложно. Завод и колхоз — немного разные вещи. Но именно через колхозное поле идут Алеша с Наташей в тот момент, когда являются немцы. Немцы именно являются. До того момента, как фашистские самолеты начинают бомбить колхозное поле, о них нет ни звука. Как и о причинах войны. Фашисты напали, потому что они фашисты. Это абсолютное зло, творящее бесчинства исключительно ради бесчинств. И вслед за бомбардировкой мы видим жуткого немецкого офицера, которыйговорит о новом порядке на фоне повешенного мальчика. Мальчика повесили просто так, на почве общего садизма. А дальше повествование делится на три части. Есть Алеша Иванов — сама Революция, — он шагает через фронт, ищет Наташу и, в конце концов, доходит до Берлина и берет Рейхстаг.

С другой стороны, есть Сталин, чья руководящая роль в процессе всячески подчеркивается. Но Сталин руководит не просто Советским Союзом, он руководит всей операцией по искоренению фашизма. Рузвельт с Черчиллем на подпевках. Говорит, в основном, Сталин, президент США и британский премьер смиренно слушают. Рузвельт даже поднимает за Сталина тост. Третья часть — это Гитлер. Он комичен и истеричен. Когда видишь этого карикатурного фюрера, сразу спрашиваешь себя, как такое убожество может командовать теми жуткими немцами, что бомбят поля и вешают мальчиков. Но это глубоко антисоветский вопрос. Важно обращать внимание на детали. Вот Гитлер собирает союзников. При нем послы Ватикана, Турции, Испании и Японии. Где-то там есть еще какой-то человек, в котором угадывается министр иностранных дел Италии и зять Муссолини ГалеаццоЧиано. Гитлер с ним не здоровается. Зато тепло приветствует турецкого посла. Тут все очень просто. В 49-м году Турция, Ватикан, Испании и Япония числились в американских марионетках, вот их и записали в ближних Гитлера, указав, заодно, что США — это новый враг и, разумеется, приемник нацистской Германии.

Но вернемся к Сталину. Командование он, вообще-то, осуществлял не один, но только не в кино. В «Падении Берлина» есть Сталин, а есть его окружение. Это мышки, мелочь, мальчики на побегушках. За спиной Вождя мы видим ведущих советских актеров того времени. Алексей Грибов, Николай Рыжов, Александр Ханов. В них легко узнаются Ворошилов, Каганович, Берия, вот только имен в фильме у них нет. Это все массовка. Берию, впрочем, из фильма потом вообще вырезали, словно и не было его там. Еще есть маршалы. Они тоже, в общем, массовка, но их имена в фильме время от времени звучат. Важная деталь: ключевые стратегические решения принимает Сталин. Не так, чтобы Вождь ставил задачу, а Жуков с Рокоссовским думали, как ее решить. Вовсе нет. Маршалы — обычные исполнители. Вот, Жуков раскладывает перед Сталиным карту наступления на Берлин. Как взять германскую столицу Георгий Константинович не знает. Решение подсказывает Сталин. Обозрев карту мудрым взглядом, он сразу показывает маршалу, как нужно наступать. Объясняет, как пятикласснику.

Во всей этой истории одно непонятно, почему Знамя Победы на шпиль Рейхстага водружает не лично Сталин, а кто-то другой. Наверное, это было бы слишком даже для 49-го. Но есть же и иной выход. Вот, советские солдаты празднуют победу. Бои, кстати, прекратились сразу, как только над Рейхстагом зареял красный флаг. Алеша, потерявший только что двух товарищей, находит Наташу. И тут, прямо посреди Берлина приземляется белоснежный самолет и из него выходит, как вы думаете кто? Правильно, Сталин. Сталин, вообще-то, из Москвы почти не выезжал, в Берлине в мае 45-го его не было, на самолете он летал один раз — в Тегеран. Здесь же ему хватило пяти минут, чтобы добраться до поверженной немецкой столицы. Пять минут. В середине 40-х, за это время до Вождя не дошла бы даже весть о капитуляции Германии. Но Сталин приехал, он празднует победу со своими детьми и прощается со зрителем под торжественную музыку.

Теперь позволим себе на пару строк забыть о Сталине. «Падение Берлина» — с кинематографической точки зрения — фильм чудовищный. Плохо снятый, ужасно смонтированный даже для 49-го года и напрочь лишенный единого сценария. Фильм — набор несвязанных эпизодов, большая часть из которых представляют собой малонаучную фантастику. Нет смысла искать исторические ошибки, ибо все там есть одна сплошная историческая ошибка. Потому что «Падение Берлина» — это сказка о добром волшебнике. Волшебнике, который борется со злом, рассказывает маршалам, как правильно воевать, а в свободное от чудес время занимается мирным трудом. Именно поэтому фильм «Падение Берлина» нужно смотреть обязательно. Он ничего не расскажет о войне, но многое объяснит про сталинское время. Эта картина — важный источник информации именно о том периоде. Если вы в разуме, если вы знаете о Великой Отечественной войне хоть что-нибудь, то после просмотра «Падения Берлина» вопросов о Сталине у вас не останется.

Источник http://diletant.media/articles/27691461/


Теги
#фильм #падениеберлина #историческиймомент #сталин #берлин #интересно
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Елена  Варламова
Елена Варламова
Автор
298 дн. назад
/// Scroll to comments or other