Сверхестественная Ника Самофракийская один из самых ценных экспонатов Лувра | Colors.life
31

Сверхестественная Ника Само­фра­кий­ская — один из самых цен­ных экс­по­на­тов Лув­ра

Ста­туя Ники — один из вели­чай­ших шедев­ров элли­ни­сти­че­ско­го искус­ства, сох­ра­нив­ших­ся до наше­го вре­ме­ни, даже несмот­ря на то, что она была силь­но повре­жде­на и у неё не хва­та­ет голо­вы и рук. Имя скульп­то­ра неиз­вест­но (веро­ят­но, он был родо­с­цем по про­ис­хож­де­нию), дати­ру­ет­ся она 220—190 гг. до н. э. Шам­пу­азо в пер­вой пуб­ли­ка­ции, посвя­щен­ной этой ста­туе, выска­зы­вал пред­по­ло­же­ние, что она была сде­ла­на по при­ка­зу маке­дон­ско­го пол­ко­вод­ца Демет­рия I Поли­ор­ке­та после мор­ской побе­ды, одер­жан­ной им у побе­ре­жья Кип­ра меж­ду 295 и 289 гг. до н. э., этой вер­сии при­дер­жи­ва­ет­ся и Архео­ло­ги­че­ский музей Само­фра­кии. На осно­ва­нии ана­ли­за кера­ми­че­ско­го мате­ри­а­ла, собран­но­го во вре­мя недав­них рас­ко­пок, было уста­нов­ле­но, что пье­де­стал был воз­двиг­нут ок. 200 г. до н. э., хотя неко­то­рые уче­ные все же отно­сят его ко вре­ме­ни меж­ду 250 г. до н. э. и 180 г. н. э. Необ­хо­ди­мо отме­тить опре­де­лён­ное сход­ство меж­ду ста­ту­ей Ники и фигу­ра­ми с Пер­гам­ско­го алта­ря (он был создан ок. 170 г. до н. э.)

Частич­но сох­ра­нив­ша­я­ся над­пись у осно­ва­ния ста­туи содер­жит сло­во «Rhodhios» (Родос), ука­зы­ва­ю­щее на то, что она была воз­двиг­ну­та, чтобы уве­ко­ве­чить мор­скую побе­ду, одер­жан­ную Родо­сом, кото­рый в то вре­мя являл­ся самой могу­ще­ствен­ной мор­ской дер­жа­вой в Эге­иде. Таким обра­зом, мы при­хо­дим к выво­ду, что ста­туя Ники была созда­на не позд­нее 288 г. до н. э.

По дан­ным новей­ших архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний уста­нов­ле­но, что ста­туя нахо­ди­лась в нише амфи­те­ат­ра и явля­лась частью алта­ря, сто­я­ла же она на мону­мен­те кораб­ля Демет­рия I Поли­ор­ке­та.

Ста­туя рас­по­ло­же­на на ростраль­ном пье­де­ста­ле, сде­лан­ном из кус­ка серо­го лар­тос­ско­го мра­мо­ра, фигу­ра боги­ни выпол­не­на так, что созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, буд­то бы она спус­ка­ет­ся с небес к побе­до­нос­но­му фло­ту. Изва­я­на она была из парос­ско­го мра­мо­ра3 и сто­я­ла в Свя­ти­ли­ще Вели­ких богов4. Изна­чаль­но пра­вая рука Ники была под­ня­та вверх5, Ника дер­жа­ла то ли горн (такие изоб­ра­же­ния мож­но уви­деть на моне­тах), то ли венок.

Нику не сра­зу поста­ви­ли на этот пье­де­стал. Послед­ний был вос­со­здан Шам­пу­азо в 1879 г. на Само­фра­кии из облом­ков мра­мо­ра и толь­ко потом был пере­ве­зён в Париж.

Пра­вое кры­ло — сим­мет­рич­ная гип­со­вая копия ори­ги­наль­но­го лево­го кры­ла. Было обна­ру­же­но мно­же­ство раз­лич­ных фраг­мен­тов этой ста­туи, в част­но­сти в 1950 г. на Само­фра­кии была най­де­на кисть одной из рук Ники, сей­час она нахо­дит­ся в Лув­ре в стек­лян­ной вит­рине сра­зу за поди­у­мом, на кото­ром сто­ит сама ста­туя. Но дру­гие части рук и голо­ву обна­ру­жить не уда­лось.

Ста­туя демон­стри­ру­ет собой гар­мо­нию и совер­шен­ство фор­мы, уже мно­го лет она вос­хи­ща­ет кри­ти­ков и худож­ни­ков — осо­бен­но впе­чат­ля­ет есте­ствен­ность дви­же­ний фигу­ры, и если взг­ля­нуть на её одеж­ду, созда­ет­ся такое впе­чат­ле­ние, что она дей­стви­тель­но раз­ви­ва­ет­ся и на море дует силь­ный ветер. Вско­ре Ника ста­ла куль­тур­ной ико­ной, к её обра­зу неод­но­крат­но обра­ща­лись худож­ни­ки. Напри­мер, «Дева» Эббот­та Хен­дер­со­на Тай­е­ра (Abbott Handerson Thayer) — доволь­но извест­ная аллю­зия на ста­тую Ники. Когда Филип­по Том­ма­зо Мари­нет­ти (Filippo Tommaso Marinetti) в 1908 г. опуб­ли­ко­вал «Мани­фест футу­риз­ма», он про­ти­во­по­став­лял в нём свое пред­став­ле­ние о дви­же­нии и, как он пола­гал, умер­ший худо­же­ствен­ный образ Ники: «…реву­щая маши­на, мотор кото­рой рабо­та­ет как на круп­ной кар­те­чи, — она пре­крас­нее, чем ста­туя Ники Само­фра­кий­ской».

Ника Само­фра­кий­ская — один из самых цен­ных экс­по­на­тов Лув­ра, сей­час она нахо­дит­ся на пово­ро­те лест­ни­цы Дарю, где осо­бен­но ярко про­яв­ля­ет­ся вдох­но­вен­ность дви­же­ний ста­туи. Хотя, к сожа­ле­нию, у неё отсут­ству­ет ряд важ­ных фраг­мен­тов, руки, голо­ва, мно­гие счи­та­ют, что это толь­ко под­чер­ки­ва­ет сверхъ­есте­ствен­ность ста­туи Ники. Раз­лич­ные вари­ан­ты рекон­струк­ции ста­туи наве­ли уче­ных на мысль о том, что Ника долж­на была быть повер­ну­та на три чет­вер­ти вле­во.

В музе­ях и гале­ре­ях мира мож­но встре­тить мно­же­ство копий ста­туи Ники; одна из самых извест­ных нахо­дит­ся перед кази­но «Цезарь Палас» в Лас-Вега­се. «Дух экс­та­за» — фигур­ка на ради­а­то­ре «Роллс-Рой­сов» — так­же сде­ла­на по обра­зу Ники. В фор­ме Ники был сде­лан и пер­вый кубок мира, разыг­ран­ный Меж­ду­на­род­ной фут­боль­ной ассо­ци­а­ци­ей FIFA в 1930 г., про­ект кото­ро­го был пред­ло­жен Абе­лем Ляф­лё­ром (Abel Lafleur).

Нику Само­фра­кий­скую очень любил архи­тек­тор Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright), кото­рый ста­вил её реп­ро­дук­ции на кры­шах пост­ро­ен­ных им зда­ний, в чис­ле кото­рых Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
NIKA
NIKA
307 дн. назад
/// Scroll to comments or other