История зеркала | Colors.life
43

История зеркала

Понятно, что самым первым зеркалом была обыкновенная… лужа. Но вот беда — с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь.

Людям всегда хотелось видеть свое изображение. Задолго до появления зеркал наши предки пытались шлифовать и полировать самые различные материалы. В дело шли камень (пирит, горный хрусталь) и металл (золото, серебро, бронза, олово, медь). Возраст самых древних зеркал — около 5 тысяч лет. Это, как правило, золотые или серебряные диски, тщательно отполированные с одной стороны и с узорами на другой. Для того, чтобы было удобно смотреться, к дискам приделывалась ручка.



Совершенно новый тип зеркал — вогнутых — появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.

Искусством изготовления стеклянных зеркал славилась средневековая Венеция. В 1291 году всех стеклоделов этой республики переселили на остров Мурано. Власти объяснили, что это необходимо в целях пожарной безопасности, а на самом деле так было сделано, чтобы строже приглядывать за стеклоделами. Хоть они и пользовались большим уважением и звание стекольщика считалось не менее почетным, чем звание дворянина, мастерам под страхом смерти запрещалось разглашать секреты своего ремесла. Довольно долгое время зеркала делали и продавали только в Венеции. Однако в ХVII веке Франции удалось овладеть тайной изготовления венецианского стекла. Побудила ее на это дороговизна модных изделий. По свидетельству французского министра финансов Кольбера, венецианское зеркало размером 115 на 65 сантиметров в серебряной оправе стоило 68 тысяч ливров, в то время как картина Рафаэля такого же формата — всего 3 тысячи! Министр считал, что зеркала грозят стране разорением. Это не было преувеличением. Французские аристократы, похваляясь друг перед другом своим богатством, платили за них целые состояния. Вдобавок ко всему, на один из придворных балов королева явилась в платье, усыпанном кусочками зеркал. От нее исходило ослепительное сияние, но это «великолепие» слишком дорого обошлось стране. И Кольбер решился на крайние меры. Он послал своих доверенных лиц на остров Мурано. Они подкупили двух мастеров и тайком ночью вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Вскоре во французском городке Тур ля Виль появилась первая в Европе зеркальная мануфактура.

Именно во Франции придумали получать стекло не выдуванием, а литьём. Расплавленное стекло из плавильного горшка выливали на ровную поверхность и раскатывали вальцом. Плоское стекло «смачивал» ртутью и приклеивали таким образом на его поверхность тонкий слой олова.

В Средние века зеркало не жаловали. Зеркала того времени – выпуклой формы с темной поверхностью – вызывали суеверный страх и именовались не иначе как зеркалами колдуний. Каждая приличная ведьма имела в своем арсенале не только большой котел для приготовления снадобий, но и маленькое зеркало. Его полагалось подпитывать светом полной луны, а днем прятать от солнца. Считалось, что с помощью этого магического предмета ведьма может наводить порчу и сглаз, вызывать дьявола и удерживать взаперти демонов и злых духов.

Инквизиция смотрела на зеркала с подозрением. Так, в 1321 году девицу Беатрис де Планиссоль обвинили в ереси и приговорили к пожизненному заключению только за то, что среди ее вещей было найдено зеркало. Сам факт обладания такой вещицей мог привести женщину не только в тюрьму, но и на костер. Недолюбливали зеркала и на Руси – вплоть до XVII века их не выставляли напоказ, а занавешивали тафтой или прятали в сундуках.

Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну.

В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

В России в эпоху Петра I зародилось много новых ремесел, в том числе и стекольное. Спрос на оконное стекло, зеркала и посуду был очень велик. В 1705 году начали строить мануфактуру на Воробьевых горах в Москве — «амбар каменный длиной восемьдесят три фута, в вышину десять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины». Появились и другие заводы, причем в России зеркальные стекла делали такой громадной величины, что это вызывало удивление во многих странах.

Менялись различные архитектурные стили и моды, но зеркалу всегда находилось место. В XIIV веке строгая готика сменилась пышным барокко. Ну, как тут обойтись без зеркал! Они использовались и как отделка стен и каминов во дворцах, и как украшение скромного жилища простых граждан. К началу XVIII века на смену барокко пришло рококо, самый изнеженный и утонченный стиль. Тут уж строятся целые зеркальные комнаты и галереи. В Версальской зеркальной галерее, например, 306 зеркал как бы раздвигали стены помещения и усиливали силу света, исходящего от свечей и люстр. Потом рококо сменилось строгим классицизмом — зеркала стали украшать парадные лестницы, бальные залы, жилые помещения. С началом ХХ века зеркала потеряли свою экзотику и стали привычным предметом домашнего обихода.

С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.

Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.

Другая легенда гласит, что Пресей убил Медузу-Гаргону, используя зеркальное отражение своего щита. Ее взгляд должен был превратить героя в камень, но заслонясь и не встречаясь с Медузой взглядом, он смог отрубить ей голову, видя лишь ее отражение.

Японцы считают, что именно зеркалу все нации мира обязаны тем, что на земле ежедневно восходит солнце. Согласно старинному мифу, богиня солнца Аматерасу глубоко обиделась на родного брата Сусаноо и заперлась в глубоком каменном гроте. Без света и тепла все живое на земле стало гибнуть. Тогда озабоченные судьбой мира, боги решили выманить светлую Аматерасу из пещеры. Зная любопытство богини, на ветках стоящего рядом с гротом дерева повесили нарядное ожерелье, рядом положили зеркало и велели громко петь священному петуху. На крик птицы Аматерасу выглянула из грота, увидев ожерелье, не удержалась от искушения его примерить. А в зеркало не могла не посмотреться, чтобы оценить украшение на себе. Как только светлая Аматерасу заглянула в зеркало, мир озарился и остается таким по сей день. Зеркало по сей день входит в обязательный набор подарков для японской девочки, достигшей девяти лет. Оно символизирует честность, прямоту, непорочность, а также то, что все женщины до сих пор так же любопытны, как и Аматерасу.

Предмет зеркало — широко использовалось в произведениях древней китайской литературе. Древние литераторы зачастую с зеркалом сравнивали полную луну, или честного благородного мужа. Иногда зеркало служило метафорой человека проницательного ума с широкими взглядами на мир. Выражение «Разбитое зеркало вновь обрело прежний вид» обозначает счастливое воссоединение ранее разлученной супружеской пары.

История это произошла в 9 веке нашей эры, когда на севере Китая правила могущественная династия Суй, а юг страны был раздроблен, там находилось множество мелких удельных царств. Государство Чэн со столицей Цзянькан как раз и было одним из таких удельных царств. Династия Суй давно хотела присоединить к своим владениям земли Южного Китая и в любой момент была готова атаковать южные царства.

Сюй Дэянь был камергером императора государства Чэн по имени Чэн Шубао. Сюй был женат на младшей сестре императора принцессе Лэчан. Молодая супружеская чета жила в любви и согласии сильно любили друг друга. Сюй хорошо знал ситуацию в царстве, он глубоко переживал слабость власти и упадок Чэн. Он понимал, что страна стоит перед неминуемой гибелью.

Однажды он, опечаленный, сказал жене: « В нашем царстве скоро начнутся большие волнения. Мне придется встать на защиту императора и нам тогда придется разлучится. Но если мы живы, мы обязательно будем вместе. Находясь в разлуке мы должны оставить талисман, как свидетельство наших чувств и надежду на будущую встречу».

Принцесса ЛэЧан была полностью согласна со своим мужем. И тогда Сюй Дэянь принес одно бронзовое зеркало и расколол его на две части, оставив одну часть себе, а другую отдал жене, наказав ей бережно хранить ее. Сюй сказал ей, что если они надолго расстанутся, то 15 числа 10 месяца по лунному календарю пусть она попросит слугу продать половину зеркало на рынке. Он обязательно придет на зов возлюбленной и с помощью своего осколка восстановит зеркало. Так они снова будут вместе.

Количество суеверий, связанных с зеркалами в России уступает только количеству китайских примет по тому же поводу. В разных областях России традиции использования зеркал в гадании приобрели прямо противоположные знаки. На юге на черном зеркале привораживают любовь, в северных губерниях — болезнь недруга. Сходятся только в одном: разбить зеркало — к смерти или, как минимум, семи годам несчастий. Мало кто знает простой и действенный способ «откреститься» от грядущих неприятностей. Разбитое зеркало надо с почетом: похоронить, искренне извиняясь перед ним за свою неуклюжесть.

Существуют поверья и мифы, что в зеркале не отражаются вампиры, привидения. Возможно это связанно с тем что в древности люди верили что зеркала не только отражают внешний вид человека, но и его душу, а так же могут ее хранить в себе. Таким образом, лишенные по легендам души, вампиры, не могли отражаться в зеркалах.

На Руси зеркала наделялись магическими свойствами: ни одно святочное гадание не обходилось без ровной зеркальной глади, повторяющей трепет огонька свечи. Молодые девушки старались увидеть в отражении своего суженого.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Ирина Ивашнева
Ирина Ивашнева
Автор
302 дн. назад
/// Scroll to comments or other