Кошка в русской мифологии | Colors.life
16

КОШКА В РУССКОЙ МИФОЛОГИИ

В старину верили что человек обидевший или не дай бог убивший кошку, в своей следующей жизни обязательно станет мышью или крысой,и уже кошка обидит его.
Кошка в русской мифологии – одно из самых загадочных животных. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.
У наших предков есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот (иногда – добрый Кот Котович, брат Ивана Царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего "Котища-вытращи глазища", угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие – наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.

Велес — один из центральных Богов в славянском пантеоне. Верным спутником Велеса, его священным животным считается мохнатый кот. Считается, что кошка — Зверь Велесов.Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат — медведь, например. Кот является спутником Бога Велеса, священным животным, и с ним связано немало обычаев и обрядов.
Кошка играет также важную роль и у Богини Макошь.

В мифологии скандинавов, кошка — излюбленное животные Фрейи, языческой богини любви, интересен и тот факт, что богиня передвигается на повозке, в которой запряжены кошки.
У литовцев кот является нехорошим символом. В легендах чёрт в образе кота борется с богом громовержцем Перкуносом.
А вот болгары имеют раннее христианское поверье, о том, что когда Господь по земле и остановился вечером у стога сена переночевать, в котомке у него был хлеб, а ночью мышки хлеб-то весь и погрызли. Рассердился Всевышний, швырнул в мышь свою рукавицу — а рукавица-то превратилась в кошку. С той поры и начался кошачий род.

В католицизме (как всегда в неадекватной Европе ,теперь уже окончательно сбрендившей) кошки постепенно потеряли статус добродетельных существ и превратились в настоящие исчадья ада – нечистых животных, обладающих сверхъестественными способностями, олицетворения злых сил и воплощения самого дьявола.
В 12 веке появился целый класс книг, называемых сводами естественных творений. В них изобиловали такие абсурдности, связанные с кошками, что это окончательно перевело их в разряд демонических тварей – якобы кошки ядовиты, якобы способны возбуждать в человеке похоти, что глаза их видят демонов, и что кошки могут беременеть сами по себе, без котов и прочее. Все эти свойства кошек якобы активно использовались ведьмами для приготовления разнообразных вредоносных снадобий и ядов. Ведьмы и сами могли принимать обличье кошек (особенно, черных), либо получали этих животных в презент от дьявола в качестве помощниц для совершения всяких пакостей. Например, если требуется украсть «по-тихому» какой-либо предмет, то кошкам в этом просто нет равных. Поэтому кошек частенько прозывали воровками. Так как черный цвет считался атрибутом всякой нечисти, соответственно, встреча с черной кошкой добродетельному христианину не сулила ничего хорошего.
Во время средневековой Охоты на Ведьм Инквизиция жестоко преследовала, соответственно, и их спутников – котов и кошек, причем не только черных, а вообще любой масти, но черных в особенности нещадно истребляли. Крестовый поход против кошек в Европе принял массовый характер.

А вот у ортодоксальных христиан ситуация с кошками была диаметрально противоположна. В православной традиции было принято наоборот, кошек привечать, любить, баловать, уважать и не обижать. Например, в русских монастырях «ради утешения братии» не было запрещено держать котов и кошек. Кошек пускали в храмы и разрешали быть там везде, кроме алтаря. В русских церквях (особенно в тех, что построены в древних городах) в храмовых воротах даже имелись специальные отверстия – проходы для кошек.

Самые первые сведения о домашних кошках дают археологические находки на территории бывшего СССР.
Вот некоторые данные, приведенные В. Карповым в его работе «Трактат не только о кошке» (Ежегодник «На суше и на море», 1987).
Научно зафиксированно продвижение домашней кошки от берегов Черного моря на суровый север происходило медленно. Так, найденные археологами останки на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей относятся ко II-V векам новой эры. Но опять-таки только по одному экземпляру в трех поселениях.
днако уже в раскопках, относящихся к VI-VII векам, археологи фиксируют появление кошки в Пскове, городах Прибалтики и вблизи Ярославля. В VII-IX веках этот зверь попадает в район Старой Ладоги и в Среднее Поволжье. Хотя по древнейшему поверию одним из образов хозяина леса является кот.

В старину на Руси кошка выступала и в роли созидателя, и в роли разрушителя. Одно из главных направлений ее деятельности — сохранение домашнего очага. Но и это не все — кошка у русских является еще и проводником в потусторонний мир.

КОТ БАЮН
В русских сказах, во многом вышедших из старославянских, кошка — один из основных персонажей, причем едва ли не самый умный зверь. Всем известный Кот Баюн сам слагал сказы, обладал уникальным голосом (слышным за семь верст), мог своими песнями как зачаровывать до смерти, так и излечивать от болезней.
И хотя у Пушкина Кот Ученый ходит вправо-влево, в русской мифологии он ходит вверх - вниз. И не по дереву, а по железному столбу.
Кот Баюн заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.
Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить», то есть — Баян. В сказах говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.
Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одном из сказов о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Йоги.

Существует большое количество сказов, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы.
Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказы сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

ЗЕМЛЯНАЯ КОШКА
В славянсксх повериях Земляная Кошка (или Подземная Кошка) охраняет клады. В сказах Бажова рассказывается о поверьях уральских золотодобытчиков, в которых Земляная Кошка охраняет подземные богатства — руды и минералы. Кошка живет под землей, иногда лишь можно заметить ее уши…
«По тем местам от Гальяна до самой Думской горы земляная кошка похаживает. Нашему брату она не вредная, а волки ее боятся, если уши покажет» (Урал), «Тут она и вспомнила про земляную кошку, про которую мужик сысертский сказывал. Дуняха и раньше слышала, что по пескам, где медь с золотыми крапинками, живет кошка с огненными ушами.
Уши люди много раз видели, а кошку не доводилось. Под землей она ходит»
(Урал).

КОТ КАЗАНСКИЙ
И в более поздние времена кошки не были забыты народом. Одним из самых популярных героев русского лубка являлся Кот Казанский. В коллекциях многих музеев сохранились лубки, на которых изображен странный кот с большими ушами и глазами навыкате, подписанный, как Кот Казанский. Существует множество толкований сюжета лубков о Коте Казанском, по некоторым версиям в роли кота выступает сам Петр I. В Казани знаменитому коту поставлен памятник.

ИМЯ
Согласно широко распространенной версии, европейское слово «кошка» произошло от африканского — «кадис». Считается, что первые домашние кошки родом из Египта, откуда их привезли в Древний Рим. Тут-то и начинается загадочная история кошачьего имени.
Во-первых, во многих индоевропейских языках слово «кошка» звучит очень похоже: кот, кошка — у славян, кэт — у англичан (cat), катер — у германцев (kater), ша — у французов, но пишется — chat, катто — у прусов (catto), кате — у литовцев (kate), каке — у латышей (kake), котка — у болгар. По латыни дикую кошку называют катус (cattus).
Неужели на все эти названия повлияли североафриконские заимствования? Вряд ли. Основа слова «кот» у европейцев древняя, поэтому столь одинаково она звучит на многих языках.
Слово «кот» теснейшим образом связано с очень важным глаголом, обозначающим рождение, — котиться, оно также является составной частью слова, обозначающего звериного детеныша — catulus (по латыни).
Действительно, это мы сейчас говорим, что «звери рожают». Для наших предков такое выражение было неприемлемо. Рожать могла лишь женщина.
Дело в том, что слово «родить» — священное и магическое. У славян оно связано с великим Богом умножения рода нашего — Родом (или Рудрой у древних индо-ариев). Кошка, как и всякий скот, в том числе мелкий, может только котиться. Котятся, кроме кошки, козы, овцы, зайчихи, крольчихи, коровы и другие животные.
Беременная кошка называлась по древнерусски «сукотная». Между словами кот, скот, окот (размножение домашних животных) есть некая связь, может быть, восходящая к началу распространения скотоводства в Европе, примерно, к 6-4 тысячелетию до нашей эры. В это же время, кстати, складывались и древние индоевропейские языки.
Слова «кошка» или «кот» в переводе с древнеевропейских языков должны были подразумевать «рожающий или рожающая».
Оно указывало на прямую связь древних «мурок и васек» с культом плодородия.
Доказательством подобной версии служат народные поверия о кошке у древних германцев. В образе кошки у них выступала богиня любви, материнства и плодородия Фрея, супруга солнечного бога Фрейра. Ничего удивительного здесь нет. Высокая воспроизводимость потомства у кошки хорошо известна.

Особая мистика всегда окружает строительство нового жилья. Здесь непременно был нужен подарок духу новостройки. Без обрядового подношения новоселов и их родственников ожидала смерть. Кто первый порог — магическую черту — пересечет, рискует с таинством судьбы столкнуться.
Поэтому родился обычай впускать в дом первым кота, как зверя, связанного с могучим Велесом, повелителем душ людей и животных.
Впускали кота, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». И идет кот Васька через порог, защищая людей от всех превратностей судьбы, на себя все беды брал.

За овин в хозяйстве отвечает другой домовой — овинник. Страшен он, так как имеет власть над огненной стихией. В овине хлеб, солома сушится, и печка есть.
Чуть что не так, взвоет в диком танце пламя, погибнет урожай. Свой-то домовой вреда не причинит, но, по повериям, пожары случаются по вине чужого овинника, который по наветам беду хозяевам приносит.
Задача своего овинника-домового было и есть чужаку помешать и не как-нибудь, а при помощи огненных головешек. В образе овинника-защитника выступает всегда черный кот.
С чародейством и магией связана и окраска кошки. Белая масть означает связь с зарею, черная — с ночью. Вообще черной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы.
Однако такая напасть на кошку обрушилась, видимо, после распространения христианства, для которого все, что мохнатое, языческое, — ассоциируется с чертом. У славян-язычников такого рокового отношения к черной кошке нет.

Несколько примет, связанных с кошками:

Кошка лижет хвост, прячет голову - к ненастью.
Пол скребет - к вьюге, стену - ветру или непогоде.
Мордочку прячет - к морозу либо ненастью.
Кошка клубком - зимой - к морозу, летом - к непогоде.
Крепко спит - к теплу.
Лежит брюхом вверх - к жаре.
Моется, лижет лапу - к вёдру (теплая ясная сухая погода).
Кошка на человека тянется - к обнове.
Моется - гостей намывает (зазывает). Теплая или холодная лапа, которою умывается, означает добрых или недобрых гостей.
Если на грудь ночью навалился кот - это домовой давит. Надо его сразу спросить: «К добру или к худу?» - и выслушать ответ.
Если кошка что-нибудь обнюхала (еду) - это уже поганое, нельзя есть человеку, потому что оно осквернилось.
Кошки хорошо видят тонкий план и разного рода сущностей. Поэтому, если кошка себя странно ведет, нервничает - это знак, что присутствует где-то рядом сущность (например, неупокоенные Души).
На чих кошки моя бабушка всегда говорила ей: «будь здорова!», - чтобы зубы не болели.
Кто кошек любит, бережёт, того этот зверь охраняет от напрасной беды.
Трёхшерстная кошка приносит счастье тому дому, где живет.
Кошка так живуча, что только девятая смерть её может уморить.
Кота убить - 7 лет удачи ни в чем не видать.
Погладить кота - лучший способ избавиться от усталости и напряжения.
Во сне видеть кота или кошку - означает ложных друзей, а также измену со стороны близких.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Мария Серафименко
Мария Серафименко
Автор
309 дн. назад
/// Scroll to comments or other