Фрида Кало: терновый венец под лепестками роз | Colors.life
152

Фрида Кало: терновый венец под лепестками роз

2 февраля в Санкт-Петербурге открылась выставка работ мексиканской художницы Фриды Кало. Она не улыбается ни на одном из своих автопортретов, каждый из которых оценивается в миллионы долларов. Экстравагантная, веселая и раскрепощенная в жизни, в свои картины художница перенесла скрытые от всех переживания и личную драму. О творчестве и судьбе Фриды читателям.

Полет на искалеченных крыльях

Фрида Кало родилась неподалеку от Мехико в 1907 году. В детстве она перенесла полиомиелит и провела в постели десять долгих, скучных месяцев. Переживания этого периода художница отразит в картине «Они просили аэропланов, а им дали лишь соломенные крылья». На полотне — маленькая Фрида. Юбка прибита к земле гвоздями, поэтому крылья за спиной бессильны — ей никогда не взмыть вверх, как птице.

После болезни Кало часами сидела в художественной студии своего отца Гильермо. Однако главным призванием девушка избрала медицину. В 1922 году она с блеском сдала вступительный экзамен в Государственную подготовительную школу.

Эксцентричная и остроумная, Кало мгновенно приковала к себе внимание студентов. Она предпочитала мужскую компанию, называя сокурсниц «дурехами». Фрида практиковалась в остротах, отлынивала от скучных лекций, обсуждала с друзьями политику и смело просила директора уволить неугодных ей преподавателей.

Для Мексики с ее патриархальными ценностями такое поведение было запредельной смелостью. Идеальная мексиканская женщина, в отличие от Фриды, проводила свои дни дома, воспитывая детей. Право голоса мексиканские женщины фактически получили только в 1953 году, до сих пор в стране запрещены аборты (кроме Мехико). Тем удивительнее в свете этих фактов перед нами предстает свободолюбивая бунтарка Кало.

Во время учебы Фрида познакомилась со своей первой любовью. «Я хотела бы быть еще легче, быть малюсенькой, чтобы ты мог всегда, всегда носить меня в своем кармане», — писала она Алехандро Ариасу.

Кало будто притягивала к себе несчастья. Ясным сентябрьским днем 1925 года она попала в страшную аварию. После тяжелых переломов, лежа на больничной койке, Фрида начала рисовать. «Страстное желание выжить породило большую требовательность к жизни… Я должна была получить все или ничего», — писала художница.

Из-за полученных травм она навсегда лишилась возможности стать матерью. Несбывшиеся мечты о ребенке стали одним из главных лейтмотивов картин Фриды.

Я и моя кукла. 1937

«Сюрреализм — это волшебный сюрприз, когда уверен, что в платяном шкафу найдешь рубашки, а находишь там льва»

Теперь Кало проводила в студии целые дни. Вечерами художница облачалась в экзотический наряд, скрывавший ее увечья, и отправлялась на вечеринку. Изящная, утонченная Фрида непременно держала в руках бокал вина и сигару; ее непристойные остроты заставляли гостей хохотать. Поразителен контраст между образом импульсивной, жизнерадостной девушки и работами 1930-х годов: они проникнуты ощущением безысходности и утраты, погружены в темное, липкое отчаяние. «Я пила, чтобы утопить свои печали, но эти ублюдки научились плавать», — писала Фрида.

Ее излюбленным жанром стал автопортрет — всего их написано больше 50. Свою фигуру художница почти всегда обрамляла национальной символикой, в которой превосходно разбиралась. Если раньше Кало мечтала заняться медициной, то теперь она изучала под микроскопом собственные переживания. И это Фриде удавалось: автопортреты рассказывают историю ее жизни лучше любого биографа.

В своих работах художница не боялась обнажить боль, страдание или ужас. В 1939-м поклонница творчества Кало попросила ее отдать дань памяти их общей приятельнице, актрисе Дороти Хейл — девушка покончила с собой, выбросившись из окна. Фрида написала картину «Самоубийство Дороти Хейл». Заказчик пришел в ужас: вместо красивого портрета, утешения для родных, Кало изобразила сцену падения и безжизненное тело, истекающее кровью.

Самоубийство Дороти Хейл. 1939

И пусть исследователи спорят, к чему ближе живопись Фриды — сюрреализму или наивному искусству — ясно одно: самобытный талант сделал ее выдающейся художницей XX века.


«Вторая катастрофа» в жизни художницы: Диего Ривера

Еще в годы учебы Кало познакомилась со своим будущим мужем — мексиканским художником Диего Ривера. В 1928-м их пути снова пересеклись. На следующий год состоялась пышная свадьба, хотя мать умоляла Фриду не вступать в брак: Диего был вдвое старше, совершенно не привлекателен и имел репутацию отчаянного ловеласа.

Фрида Кало и Диего Ривера

Фрида называла мужа «второй катастрофой» своей жизни. В ее дневнике он неизменно занимал главное место. «Диего, правда столь великолепна, что я бы не хотела говорить, или спать, или слушать, или любить. Только быть как в ловушке, без страха или крови, вне времени и волшебства, с каждым биением твоего сердца…», — писала Кало.

Дневник Фриды Кало


Став замужней дамой, Фрида не изменила своему дерзкому, по-детски озорному нраву. Как-то раз, когда супруги переехали из Мексики в Детройт, их пригласили на ужин в дом Генри Форда. Фрида знала, что великий американский промышленник не скрывает своей антисемитской позиции. Пока гости наслаждались угощениями в полной тишине, она с невинным видом поинтересовалась: «Мистер Форд, а вы еврей?».

Фрида, без сомнения, знала о неверности мужа. Одной из любовниц Диего стала младшая сестра Фриды. У самой художницы разгорелся роман со Львом Троцким, которого она ласково называла «козликом» из-за седых волос и бороды. Диего Ривера был рьяным коммунистом, и в 1937 году приютил у себя бежавшего из России революционера. Закончилось все громким скандалом, после которого Троцкий спешно покинул дом.

Неожиданно к Фриде пришла известность. Ошеломительным успехом ознаменовалась первая выставка ее работ в Нью-Йорке в 1938 году. Увы, здоровье художницы быстро ухудшалось. И чем чаще Фрида ложилась на операционный стол, тем роскошнее становились ее наряды.

К открытию выставки ее работ в Мексике в 1953 году Кало уже не могла передвигаться. За день до презентации были перевешаны все картины, и красиво оформленная кровать, куда легла Фрида, стала полноценной частью экспозиции.

Спустя год художница скончалась от воспаления легких. Цепи, державшие ее искалеченное тело на земле, больше не могли удержать Фриду. Ее слава пересекла все границы и отмела все условности. Сегодня Фрида Кало — единственная мексиканская художница, известная не только на родине, но и во всем мире.


Теги
#искусство #талан #художница #художник #фридакало
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Елена  Варламова
Елена Варламова
Автор
305 дн. назад
/// Scroll to comments or other