31 Июня Лунный день... | Colors.life
167

31 Июня -Лунный день...

Двадцать с лишним лет назад эта мелодия била рекорды по популярности. "Всегда быть рядом не могут люди..." - беззаботно мурлыкали москвички, возвращаясь с первых свиданий. Они воспитывались в правильной стране и поэтому не верили, что случаются разлуки длиною в жизнь.

Наивные девочки семидесятых, в клешах и плиссированных юбках, они не знали, что песни бывают роковыми - как проклятья. И бывают роковыми фильмы.
Эта картина могла бы стать первым отечественным мюзиклом. Снятая по голливудским канонам в рекордно короткие сроки - за полтора месяца, она была показана по телевидению всего один раз, в новогоднюю ночь 1979 года.
Это был фильм о невозможной любви средневековой принцессы и американского художника, живущего в XXI веке. Они встретились на Млечном пути, в несуществующий лунный день - "31 июня".
Но большинство из тех, кто играл в этой сказке, уйдя со съемочной площадки, так больше никогда и не увиделись. Их разделило не время, как в кино, а расстояние.
Их разбросало по разные стороны океана - по разные стороны "железного занавеса".
Это были жестокие времена, когда артистов-эмигрантов, "предателей" Родины, "хоронили заживо". Их имена безжалостно забывались. Картины с их участием запрещали или вообще уничтожали пленку.
В августе 1979 года, после скандального бегства в США Александра Годунова - ведущего танцовщика Большого театра, сыгравшего в картине роль музыканта Лемисона - "31 июня" положили на полку на десять лет.

"Я сочинила новую сказку..."

Джон Б.Пристли считался в СССР писателем прогрессивным и интересным. И лишь одна его радиопьеса была неудачной - "31июня". Место действия - 50-е годы двадцатого века. Герой - художник лет сорока, которому мерещилось лицо необыкновенной девушки из прошлого.
По мотивам этой истории режиссер Леонид Квинихидзе, прославившийся своими картинами про соломенную шляпку и небесных ласточек, задумал снять мюзикл. Но сценарист Нина Фомина едва осилила "слепую" копию подстрочного перевода.
- Я легла спать в полной уверенности, что никто не заставит меня экранизировать эту скучную вещь, - говорит она, - а утром в голову пришла крамольная мысль: не буду я ничего переписывать, а сама под именем Пристли сочиню новую сказку. Перенесу действие в первый год XXI века. С классика Пристли взятки гладки, а оригинал пьесы в худсовете все равно не читали.
...Так возникла сказочная страна Перадор. В ней жили прекрасная принцесса Мелисента, глупый король, добрые и злые волшебники. Придворная интриганка леди Нинет мечтала о короне. А обожающий ее музыкант Лемисон выделывал умопомрачительные танцевальные па.

Особая каста

"Носить в Америке XXI века станут то же самое, что и сейчас, в 70-е", - постановили создатели фильма.
Пригласили созвездие известных актеров - Владимира Этуша, Владимира Зельдина, Любовь Полищук, Игоря Ясуловича. Гордой леди Нинет должна была стать либо Ирина Понаровская, либо Алла Пугачева. Музыканта Лемисона хотел бы сыграть Андрей Миронов. Претендентки на роль Мелисенты выстроились в очередь - Ирина Алферова, Елена Шанина... Но утвердили юную балерину Наташу Трубникову из музыкального театра имени Станиславского - у нее были печальные, неземные глаза.
Вообще на все роли, где нужно было танцевать, Леонид Квинихидзе взял балетных артистов. Их нашла хореограф Вера Боккадоре - француженка с русскими корнями.
- Это был очень смелый шаг с его стороны, - убеждена сценаристка Нина Фомина. - Балетные у властей считались неблагонадежными. Уже эмигрировали Михаил Барышников и Рудольф Нуреев. Пять фильмов по моим сценариям запретили из-за того, что герои удрали на Запад. Я не хотела, чтобы и с "31 июня" произошло то же самое.
Николая Еременко упрашивали сыграть влюбленного художника Сэма. Но тот долго не соглашался.
- Романтические герои мне не нравились, - морщится Еременко, - играть нечего, все держится на внешности героя-любовника. Я хотел уже отказаться, но услышал мелодии к этому фильму и... Они были потрясающими.

Ноты любви

Невероятно модный тогда Яак Йоала пел про безумную "любов", по прибалтийской традиции начисто проглатывая мягкий знак на конце слова. За своенравную леди Нинет солировала Лариса Долина.
Все песни на музыку композитора Александра Зацепина были записаны дома. По тем временам у маэстро была лучшая аппаратура в Москве.
- Музыку к песне "Всегда быть вместе не могут люди" я написал давно, для Пугачевой, - вспоминает Александр Зацепин. - Остальные музыкальные темы - непосредственно к фильму. Тексты сочинили поэты Римма Казакова, Юрий Энтин и Леонид Дербенев.
Голос принцессы нашли в крошечном закарпатском Ужгороде. 23-летняя солистка ансамбля "Музыки" Таня Анциферова ни в какую не хотела отправляться на пробы.
- Обычно "песни советских композиторов" - сплошная показуха, - смеется она. - Записываться надо было в праздники, а мне хотелось остаться дома и "ловить" телевидение с нормальной музыкой. У нас, в Закарпатье, и Чехословакию можно было смотреть, и Венгрию.
В столицу Татьяна все-таки приехала. Спела как сумела и тут же умчалась на гастроли. Но именно эта черновая запись и вошла в итоге в картину.

О вреде поцелуев

- Я жила в танце, но, когда раздавалась команда "Мотор!" и надо было произносить текст, сразу становилось не по себе, будто чего-то не хватало, - вспоминает Наталья Трубникова. - Но однажды режиссер включил для меня поразительную мелодию Зацепина. От нее в дрожь бросило.
Дальше слова принцесса произносила только под музыку. В конечный вариант, после озвучания, это не вошло. Но по плавным движениям губ героини заметно, что она будто напевает. Общих сцен у "влюбленных" Трубниковой и Еременко было не так уж и много. Несмотря на неземную страсть, в кадре они даже ни разу не поцеловались.
- Для меня случай уникальнейший. Это моя единственная партнерша в кино, с которой я не целовался, - возмущен Николай Еременко. - Хотя в финале их поцелуй необходим. Но Наташа убедила режиссера, что делать этого не следует.
У Трубниковой на сей счет другое мнение: "Сцена нашей встречи после долгого пути через века настолько красива, что не требовала физических доказательств. Мы должны были коснуться друг друга и замереть - так я чувствовала..."
На съемках все наблюдали за другой парой - Александром Годуновым и его женой Людмилой Власовой. Он играл самую трагичную роль в фильме - музыканта Лемисона. Она была своенравной леди Нинет, отвергнувшей его любовь.

Сжигая сердца...

- Году в 87-м, в разгар перестройки, когда многое стало возможным, меня спросили, какой бы из своих "запрещенных" фильмов я хотела бы снова увидеть на экране. Я постеснялась просить за все и назвала только "31 июня", - вспоминает сценаристка Нина Фомина. - Я знаю, почему выбрала его: да, мы играли "американскую жизнь", но чувства-то были русскими, и любовь была нашей.
...Никто не верил, что в конце концов это действительно произойдет. Мы станем людьми XXI века. И в моду снова вернется стиль ретро. И рухнет "железный занавес". И все блага западной цивилизации станут доступны "средневековому Перадору".
Наталья Трубникова - Мелисента - до сих пор танцует в Театре Станиславского. Правда, уже не принцесс, а королев.
- А в кино я превратилась в "актрису кинопроб", - разводит руками балерина. Она могла бы стать андерсеновской Русалочкой, Анной Павловой, булгаковской Маргаритой... - Но режиссеры не утверждали меня на роли, считали почему-то, что я тоже уеду за границу. Хотя в 14 фильмах все же снялась. В нашем театре меня до сих пор в шутку зовут "ваше величество", а люди на улице подходят и говорят, что я очень похожа на ту самую принцессу из сказки.
Композитор Александр Зацепин в 82-м году перебрался в Париж, к французской жене. Незадолго до его отъезда Квинихидзе предложил опять поработать вместе, но Зацепин отказался - не хотел, чтобы очередной фильм лег на полку.
В середине 90-х годов из Москвы исчез и сам режиссер Леонид Квинихидзе. Он никому не сказал, куда уезжает. Его последние известные работы в кино - "Мэри Поппинс, до свидания!", "Артистка из Грибова" - фильмы-прощания.
...Я нашла его в Крыму, в Симферополе. Леонид Александрович поселился вдалеке от шума больших городов, на берегу Черного моря, с женой и маленькой дочкой. Руководит музыкальным театром, выпустил новый спектакль и очень доволен своей теперешней жизнью.
- Я понял, что терял годы зря, - говорит режиссер. - Настоящее кино теперь никому не нужно. Проще стряпать дешевые сериалы. А мюзиклы - с хорошей музыкой, с талантливыми актерами и певцами - ставить не по карману.
Голосом Татьяны Анциферовой прощалась с нами московская Олимпиада. Однако ее песни редко звучали на ТВ. Татьяна перенесла тяжелую болезнь, до сих пор ютится в столичной коммуналке, но на судьбу не жалуется.
- Уже больше 20 лет прошло после "31 июня", а на концертах люди постоянно просят меня исполнить "Всегда быть вместе не могут люди...". С этой песней у многих связаны удивительные истории - кто-то слушал ее и встретил любовь, кто-то - расстался с любимым...
...Вскоре после своего возвращения из Америки Людмила Власова ехала в такси. По радио раздались знакомые аккорды. Она разрыдалась, а водитель ничего не понял.

maxpark.com/community/1374/content/1608037


Теги
#история #актеры #кинематограф #искусство
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Яся  Етитускуа
Яся Етитускуа
313 дн. назад
/// Scroll to comments or other