Бессмертный Лама Бурятии | Colors.life
29

Бессмертный Лама Бурятии

Миллионы людей могли не так давно наблюдать на экранах своих телевизоров, как в Бурятии на одном из кладбищ извлекли из могилы мумию главы российских буддистских священнослужителей - пандита хамбо-ламу Даши-Доржо Итигилова XII, умершего и похороненного еще в 1927 году. Сохранность тела буддистского святого остается для ученых загадкой.

Телезрители прекрасно видели, что умерший много лет назад лама совсем не походил на мумифицированные останки египетских фараонов. Конечно, из школьных учебников хорошо известно, что в условиях низких температур, вечной мерзлоты тела животных и людей могут оставаться нетленными тысячелетиями. Всем памятен отлично сохранившийся в вечной мерзлоте мамонтенок, погибший много веков назад под упавшим деревом. Но тут дело было не только во внешнем виде ламы, который, казалось, просто спокойно спит. По заверениям буддистских монахов, при откапывании ламы случайно поцарапали его кожу, и из раны закапала кровь.
Гроб перенесли в местный буддистский монастырь - Иволгинский дацан, где тело, находившееся в позе лотоса, поместили в стеклянный ящик. Лама был облачен в оранжевый шелковый халат, а лицо забинтовано белыми шарфами.

Вскоре ламу изучили судебно-медицинские эксперты, которые составили акт наружного осмотра его тела: «…кожные покровы светло-серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами. Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможного бальзамирования или консервации, а также повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».

Один из экспертов - И. Вологдин, рассказывал: «Такого в моей практике еще не было. Недавно пришлось вскрывать массовое захоронение репрессированных в тридцатые годы под Читой. Там на поверхность выходила линза вечной мерзлоты. Триста тел все это время лежали при постоянной отрицательной температуре. Состояние отличное. Сложили их на полянке. Через пару часов они стали чернеть. Потом превратились в кашу. А тут температура колебалась от плюс сорока до минус сорока, однако гнилостных изменений нет. Мягкие ткани прекрасно сохранились. Осталась и подвижность суставов. А главное - поза сохранена. Это не мумия, это не мощи. Это - неординарное событие, которое мы пока не можем объяснить».

С момента эксгумации прошло три с половиной года, но тело ламы остается нетленным. Приезжавшие в дацан медики поражались - ведь то, что представало перед их глазами, противоречило всем законам природы.

Личность хамбо-ламы вполне исторична и хорошо известна специалистам. Будущий лама, которого звали Даши-Доржо Итигилов, родился в 1852 году. Он рано осиротел и воспитывался у зажиточного соседа. Достигнув шестнадцати лет, отправился учиться в Анинский дацан, славившийся своей школой буддийской философии. В 1898 году он возвращается в родные места и начинает преподавать буддийскую философию в Янгажинском дацане. В 1904 году Итигилов назначается ширээтэ-ламой Янгажинского дацана, а в апреле 1911 года он стал главой всех буддийских дацанов.

В 1913 году хамбо-лама участвовал в праздновании трехсотлетия дома Романовых и в освящении буддийского храма в столице Российской империи Санкт-Петербурге. После событий 1917 года Итигилов, по вполне понятным причинам, предпочел стать простым монахом, но его авторитет учителя всегда оставался непререкаем для многочисленных учеников.

Если верить преданию, в 1927 году семидесятипятилетний хамбо-лама, дав последние наставления своим ученикам, велел выкопать его тело из могилы спустя семьдесят пять лет. Затем он, сев в позу лотоса, начал медитировать. Вскоре он перестал подавать признаки жизни. Монахи, послушные воле учителя, поместили тело в кедровый ящик, обильно засыпали солью и закопали на местном кладбище.

Шли годы, буддистские монахи, похоронившие в свое время ламу, давно умерли, но легенда о святом жила в Бурятии, передаваясь от поколения к поколению. В 1953 и 1973 годах последователи Итигилова тайно раскапывали его могилу, чтобы удостовериться в сохранности тела. И только 10 сентября 2002 года ламу извлекли из земли.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Оксана Безгинова
Оксана Безгинова
314 дн. назад
/// Scroll to comments or other