Пять мифов о Моцарте: со дня рождения композитора прошло 260 лет | Colors.life
209

Пять мифов о Моцарте: со дня рождения композитора прошло 260 лет

27 января 1756 года родился известный австрийский композитор, один из самых популярных классиков мировой музыки Вольфганг Амадей Моцарт. За 260 лет, прошедших со дня рождения поэта, его биография обросла мифами, которые прочно закрепились в сознании общества во многом благодаря пьесе Питера Шеффера "Амадей" и снятому по ней популярному фильму.

"Создание этих мифов - очень сложное дело. С одной стороны, мы считаем, что современные исследования биографии Моцарта по большей части прояснили эти легенды. Но они до сих пор не развеяны в сознании общественности и в средствах массовой информации", - считает Гюнтер Броше из Австрийской национальной библиотеки.

Давалось ли сочинение музыки композитору необыкновенно легко? Умер ли Моцарт от отравления, когда работал над своей заупокойной мессой? Были ли он и его жена Констанца так бедны, что композитора похоронили в безымянной могиле?

Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии бога играют лишь Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта

Карл Барт

Сочинение музыки для Моцарта было делом элементарным

Моцарт действительно был гением: он обладал феноменальным слухом, способностью к импровизации и памятью. Но это далеко не все качества, которые помогли ему стать известным музыкантом.

Уже в пять лет композитор сочинял произведения, а к шести годам научился виртуозно играть на трех инструментах: органе, скрипке и клавесине. Его отец Леопольд Моцарт хотел, чтобы его сын стал знаменитым композитором, но для начала решил сделать из него исполнителя-виртуоза. В шесть лет мальчик поехал в свое первое концертное путешествие. Моцарт выступал в разных княжеских и королевских дворах Европы почти 10 лет. Конечно, ребенка сильно изматывали эти поездки, и Вольфганг часто болел.

Моцарт блестяще овладел разнообразными жанрами. Но не стоит забывать, что музыка как искусство сильно связана с алгеброй. Чтобы создать масштабное произведение надо иметь понятие об инструментовке, контрапункте, полифонии и разбираться в том, какие аккорды можно сыграть на том или ином инструменте. Конечно, все эти знания не могли быть заложены в голову ребенку.

Сначала с Моцартом занимался отец. А когда мальчик путешествовал по Европе, то Леопольд не упускал случая отправить сына на уроки к известным музыкантам того времени.

За неполные 30 лет композитор написал около 600 произведений, в которых каждая нота была выверена и не выбивалась из общей композиции. Кроме того, он сам писал многостраничные партитуры, а сроки часто поджимали. Поэтому Моцарт много времени проводил за работой, хотя и развлекаться тоже умел.

Моцарт жил и умер в нищете

Моцарт был далеко не беден. Однако, как отмечает Броше, ни композитор, ни его жена Констанца не умели обращаться с деньгами. Все заработанные средства моментально пускались по ветру. 1780-е годов стали пиком славы композитора: его опера "Похищение из сераля" (1782) имела огромный успех. В это же десятилетие он написал известную "Свадьбу Фигаро" и "Дон Жуана".

За несколько лет Моцарт дал множество концертов, за которые ему платили большие гонорары. Например, если жалование его отца в Зальцбурге было около 350 флоринов, то Вольфганг мог получить в три раза больше за одно выступление. Композитор даже позволил снять себе шикарную квартиру и держать дома прислугу. Однако все деньги тратились на экстравагантный образ жизни Моцарта и его женщины, на которой он женился, не получив благословения отца. У семьи были шикарные наряды и целая коллекция париков.

Когда Моцарт стал менее популярен в Вене, композитор все равно не остался без средств: ему присылали гонорары из других стран Европы, он писал произведения на заказ и получал придворную зарплату.

Однако неумеренные расходы привели к тому, что к концу жизни Моцарта семья утонула в долгах. Однако некоторые кредиторы смирились и не требовали деньги обратно. Как отмечают исследователи, первыми версию о бедности Моцарта выдвинули его биографы Франтишек Немечек и Георг Ниссен. Однако оба они писали о нищете композитора со слов его жены, которая любила деньги и постоянно добивалась материальной поддержки. Ей даже удалось получить пособие в размере трети жалования Моцарта, хотя оно ей не полагалось.

Моцарта отравил Сальери

Многие до сих пор верят в то, что Моцарта отравили. В ранних биографиях эту версию отрицали все, в том числе и его жена Констанца. Примерно через 30 лет легенда обросла новыми подробностями: появилась версия, что Моцарта убил другой известный музыкант конца XVIII века - Антонио Сальери. Этот миф стал очень популярен в газетах. Возможно, именно там на него наткнулся русский писатель Александр Пушкин, написавший в 1826 году "маленькую трагедию" о гении и злодее под названием "Моцарт и Сальери". Эта же тема прозвучала в пьесе "Амадей".

Как отмечают историки, свидетельств о вражде композиторов нет. Никакой зависти к более молодому Вольфгангу у Сальери не было: он почти не сочинял инструментальную музыку, а в жанре оперы его репутация среди современников была выше.

Причина смерти композитора, который скончался 5 декабря 1791 года в возрасте 35 лет, так и не была установлена. Исследователи в течение многих лет придумывали разные гипотезы, чтобы объяснить внезапно появившиеся у Моцарта жар, сыпь и лихорадку. Однако ни одна из версий не была подтверждена.

Моцарт предчувствовал смерть

Согласно легенде, однажды в дверь композитора постучался незнакомец в сером. Он заказал Моцарту реквием для богатого графа, у которого недавно умерла жена. Композитор начал работать над произведением и вскоре, предчувствуя приближение смерти, начал писать реквием для себя. Однако все было не совсем так.

Реквием действительно заказал граф, причем он не просто просил Моцарта написать произведение, но и собирался купить его авторство. Композитор согласился пойти на этот шаг из-за финансовых трудностей.

Романтическую легенду вокруг "Реквиема" создала его жена Констанца. Именно она рассказывала, что во время одной из прогулок Моцарт заявил, что пишет это произведение для себя. Однако современные исследователи не склонны доверять этой информации. Проанализировав все письма, написанные Моцартом в последние месяцы жизни, они не обнаружили ни одного упоминания о плохом самочувствии или депрессии.

Музыка Моцарта улучшает работу мозга

В 1950-е годы французский врач-отоларинголог Альфред Томатис предположил, что музыка воздействует через слух на мозг человека. Затем он заявил, что плавные переходы от громких звуков к тихим, которые использовал в своих произведениях Моцарт, воздействуют на работу полушарий. В 1991 году он выпустил книгу "Почему Моцарт?", в которой ввел понятие "Эффект Моцарта" и предположил, что его музыка может лечить и развивать мозг.

В 1993 году влияние музыки австрийского композитора на организм человека решили изучить американские ученые. Участники эксперимента слушали несколько произведений Моцарта, а затем проходили тест на пространственное мышление. Ученые установили, что музыка Моцарта действительно повышает скорость решения задач и концентрацию внимания, но этот эффект наблюдается только в течение 15 минут. Никаких выводов по улучшению работы мозга или повышению IQ результаты эксперимента сделать не позволили. Однако СМИ решили истолковать это исследование по-своему. На протяжении нескольких лет в известных изданиях появлялись заметки, в которых говорилось, что "музыка Моцарта делает человека умнее".

Еще дальше пошел американец Дон Кэмпбелл: в 1997 году он написал книгу "Эффект Моцарта". В ней он утверждал, что сила произведений австрийского композитора не только повышает уровень IQ, но и влияет на психологическое состояние человека и исцеляет тело. Следом он написал книгу "Эффект Моцарта для детей", призвав проигрывать классическую музыку младенцам. Таким образом, среди широкой публики стала популярна идея, что музыка Моцарта может спасти от депрессии и даже вылечить аутизм и дислексию. Кэмпбелл также заявил, что точно знает, какие произведения композитора надо слушать для омоложения, улучшения работы мозга или развития воображения.

Уже в 1999 году существование "Эффекта Моцарта" было опровергнуто. Англичанин Кристофер Чабрис провел эксперимент, в котором приняли участие 714 человек. Результаты показали, что улучшение мышления, которое приписывают музыке Моцарта, слишком невелико и не влияет на IQ или способность человека мыслить логически. По мнению исследователя, в первоначальном эксперименте американских ученых люди лучше справлялись с поставленной задачей из-за возбуждения, вызванного приятными эмоциями от музыки Моцарта. К концу XX века уже был доказан другой научный факт: в повышенном настроении люди действительно работают и концентрируются лучше.

Специальное исследование провело и правительство Германии. В его результатах говорилось, что прослушивание произведений Моцарта или другой музыки не делает человека умнее.


Вам будет интересно
Елена Федоренкова
Реклама
Комментарии (0)
Ирина Канаштарова
Ирина Канаштарова
Автор
308 дн. назад
/// Scroll to comments or other