Кольца. Истории и легенды. | Colors.life
103

Кольца. Истории и легенды.

Кольцо - предмет в форме обода, обруча из металла, дерева, камня, кости, стекла, надеваемый на палец; распространено у большинства народов мира. Само слово «кольцо» произошло от старославянского корня «коло», означающее колесо. Но есть и другое толкование – от французского «collier», что значит «шея», «ожерелье», «ошейник». Обруч с крупной вставкой в виде щитка называется перстнем. В древности считалось, что любой узелок, завязанный на одежде, волосах, запястье, оберегает человека от зла. Находящийся в очерченном круге был недоступен нечистой силе. Таким образом, наши предки использовали кольца – ныне символ вечности и брака – в первую очередь, как оберег. История колец уходит в глубокую древность. Согласно легенде, изобретателем этого украшения был громовержец Зевс, повелевший Прометею носить вынутое из его оков звено на пальце. По другой версии сам Прометей, принесший людям огонь, освободивший их от ига богов. В книге Б.С. Владимирского «Камни: тайны и таинства» читаем: «Графическим выражением идеи освобождения становится рука, протягивающая огонь. На пальце - кольцо. Что это - декоративные изыски? Фантазия художника? Нет. Кольцо - это символ. Цепи, которыми титан был прикован к скале, перекованы в некий знак памяти о пережитых муках, в символ непокоренности. В него же был вставлен камень - обломок Кавказской скалы. Такова легенда о происхождении, перстней и колец».

Костяные кольца появились уже в эпоху палеолита, металлические - в бронзовом веке. Впрочем, в стародавние времена кольцо было не только декоративным предметом, но и имело чисто утилитарные функции. В древности существовал «обычай носить на пальце печать, равносильную именной подписи и в то же время служившую украшением. Обыкновенно такие печати носили на указательном пальце правой руки» (Прево Г., «Искусство одеваться», СПб., 1892). Такие печатные кольца с вырезанными надписями или изображениями были распространены в Древнем Египте. Оттиск такого кольца служил подписью владельца. Печатные кольца были затем у эгейцев, греков и этрусков. Кольца также носили в силу профессиональной или бытовой необходимости. До сих пор можно видеть наперстки в виде кольца, которыми пользуются, к примеру, сапожники. Лучники в свое время носили по три кольца - на указательном, среднем и безымянном пальцах, с тем, чтобы предохранить себя от порезов тетивой. В кулачных боях часто пользовались своеобразными кастетами в виде колец с массивными вставками камня или металла. Кольца были чрезвычайно распространены в античном мире, причем тогда это было не просто украшение, а еще и символ определенного социального положения: в Римской республике сенаторы и всадники носили золотые кольца, а простые граждане - железные.При империи это правило было отменено: с 3 в. все свободнорождённые получили право носить золотые кольца, а вольноотпущенные - серебряные. Позже кольца выполняли роль своеобразного пропуска или удостоверения личности. Их надевали члены монашеских орденов и тайных политических сообществ. В частности, в одном романе А.Ф. Писемского описано кольцо, которое носили русские масоны: чугунная печатка, на ней вырезана Адамова голова с берцовыми костями и надписью «Таким будешь». У католических епископов перстень - знак их власти.

В допетровской Руси цари - от Ивана Грозного до Алексея Михайловича - обожали кольца и перстни и носили их на всех пальцах рук, в том числе и на большом - так называемый напалок, символ власти. Позже А.С. Пушкин будет носить кольцо на большом пальце как некий экстравагантный знак своей избранности. «Храни меня, мой талисман», - обращался он с такими словами к заветному кольцу, подаренному ему Е.К. Воронцовой в 1824 году. После смерти Пушкина кольцо это унаследовал В.А. Жуковский, затем оно перешло к сыну последнего, а тот в свою очередь передал святыню И.С. Тургеневу. После кончины Тургенева, который хотел отослать талисман Л.Н. Толстому, кольцо благодаря Полине Виардо попало в Александровский лицей, где когда-то учился Пушкин и откуда его похитили во время февральской революции. Ныне в музее-квартире Пушкина в Петербурге можно видеть другое сердоликовое кольцо, которое досталось от поэта М.Н. Раевской, ставшей впоследствии супругой декабриста Волконского. Это кольцо - тоже талисман, оно из сердолика, но менее ярко окрашенного, на камне рисунок - три амура садятся в ладью. В царствование Николая I было принято отмечать заслуги деятелей искусства дорогими безделушками, и, прежде всего, кольцами с бриллиантами и рубинами. Немалое число таких колец собрали братья Каратыгины - актеры Александрийского театра. Кольцо со своим вензелем Николай I считал чуть ли не равнозначным ордену. Александр II уже стал дарить отличившимся деятелям культуры золотые медали, а вот Александр 111 вручил А.Н. Островскому бриллиантовое кольцо в знак его заслуг перед отечественным театром. Так что и в новой истории России нет-нет да возвращается древняя традиция - кольцо становится символом государственной поддержки творческой личности. http://vilingstore.net/Ukrasheniya-handmade-i-dragocennosti-c2/Kolca-Istorii-i-legendy-i83283


Вам будет интересно
Alexandra Mi, Asya Cher
Реклама
Комментарии (0)
Лариса Вергазова
Лариса Вергазова
317 дн. назад
/// Scroll to comments or other