Длинношеее рабство | Colors.life
139

Длинношеее рабство

Чем этнографическая деревня отличается от человеческого зоопарка? Что вынуждает женщин идти на туристическую «панель»?

В 30-х годах ХХ века бирманские «женщины-жирафы» работали в британских цирках. Сегодня длинношеие карены — одна из главных достопримечательностей северного Таиланда. Впрочем, отношение к экзотическому аттракциону в мире весьма неоднозначное. Активисты и борцы за права этнических меньшинств обвиняют тайские турфирмы в эксплуатации длинношеих женщин, вынужденных идти за грошовым заработком на туристическую «панель». Представители деловых кругов возражают: Таиланд предоставил «женщинам-жирафам» работу; в пораженной геноцидом Бирме у длинношеих карен и того нет. Кто все-таки прав в этом споре и в чем разница между этнографической деревней и человеческим зоопарком? На вопросы «Моей Планеты» отвечает куратор Музея горных племен города Чианграй Альберто де ла Пас

— Кто такие «женщины-жирафы» и как они стали туристической достопримечательностью Таиланда?
— «Женщины-жирафы» принадлежат к родственному каренам горному племени падаунг, или кайян, как они себя сами называют. Племя это, в отличие от остальных каренов, исторически проживает только в Бирме. Именно его представительницы удлиняют свою шею металлическими кольцами. В результате гражданского противостояния в Бирме в 1980-х годах борющиеся за автономию племена, включая кайян, были оттеснены к границе с Таиландом. Тогда повстанцы напрямую зависели от прозрачности границы и поставок с тайской стороны. Они подружились с тайскими властями, договорившись об организации туров на свои базы. Так женщины кайян стали туристической достопримечательностью. Со временем тайцы навели порядок на границе и депортировали большую часть успевшего перебежать народа, но к золотоносным кайян проявили милосердие: в провинции Мэхонгсон появилось поселение длинношеих карен. Сегодня большая часть туристов, желающих взглянуть на экзотических женщин, едет именно туда.

— Что имеют в виду, когда говорят об эксплуатации длинношеих женщин в Таиланде?
— Речь об их правовой и экономической незащищенности. Согласно закону тайское гражданство получают те представители горных племен, которые могут доказать, что проживали в Таиланде до 1976 года. Кайян пришли позже и потому гражданами не являются. Если у тебя нет гражданства, у тебя нет доступа к образованию, медицинским услугам, нет права работать на земле, на тебя не распространяются нормы трудового кодекса. Помимо поселения в Мэхонгсоне в Таиланде есть и другие этнографические деревни — тайцы приглашают женщин из Бирмы, оформляют им рабочие визы и прилично на них зарабатывают. Вы были здесь неподалеку, в деревне длинношеих карен (речь об этнографическом поселении «Союз деревень горных племен. Длинношеие карены», Union of Hill Tribe Villages Long Neck Karen, близ города Чианграй на севере Таиланда. — Прим. автора)? Во сколько вам обошелся входной билет?

— 300 бат — это минимальная оплата труда за день в Таиланде. Я сомневаюсь, что работающие там женщины получают даже эту сумму. И если они скажут, что да, это необязательно будет правдой. Вы заметили, что в деревне живут только женщины и девочки? Странная коммуна, не правда ли? Как-то в резервации Мэхонгсон я спросил у одной кайян, где ее муж. Она сказала, что в поле. Потом я понял, что это была ложь. У кайян нет в Таиланде полей и права работать на них. И мужьям их здесь делать нечего: они не представляют интереса для туристов.

— В этнографическом поселении под Чианграем я видела мужчин и мальчиков. Впрочем, помимо бирманок там были представлены тайские акха, лису, йяо и палонги. Сама же деревня напомнила рынок. Идешь мимо прилавков, а со всех сторон доносится: «Купи!» И выражения лиц скорбные, неловко уходить с пустыми руками.
— Ну, на поделках трудно заработать. К тому же помимо экономической эксплуатации есть еще эксплуатация культурная. Я был в поселении кайян в Мэхонгсоне 20 лет назад. С тех пор там мало что изменилось. Главная задача его обитательниц — демонстрировать свои шеи, отрабатывая стоимость входного билета. Традиционный образ жизни кайян там не представлен. Вот вы посетили одну из деревень, что вы оттуда вынесли?

О положении «женщин-жирафов» важно информировать туристов. Зная, что на самом деле происходит, вы туда не пойдете. По поводу ношения колец на шее у меня нет однозначного решения. Все же это культурная традиция, которую нужно уважать. Проблема возникает тогда, когда традицией начинает управлять потребность туристов ее увидеть. До тех пор пока есть спрос, будет и предложение.

Женщина племени Йяо

Другими обязательными «экспонатами» тайских этнографических деревень являются коренные для Таиланда представители акха, лису, йяо, палонги, карены и другие народности. В 1960-х годах тайское правительство переселило их с гор в долины, запретив заниматься традиционным промыслом — подсечно-огневым земледелием и выращиванием мака. Как живут эти племена сейчас?
— Те представители племен, что вовремя позаботились о получении документов, стали полноценными гражданами страны. Одни живут в городах, другие остались в родных поселениях и работают на земле. Впрочем, несмотря на то что поселения эти официальны, государство их почти не поддерживает. Главную помощь тайским этническим меньшинствам сегодня оказывают частные благотворительные организации и христианская церковь. Последняя вдобавок обращает подопечных в свою веру, ускоряя исчезновение самобытных культур.


Вам будет интересно
Татьяна Лазарева
Реклама
Комментарии (0)
Ирина Канаштарова
Ирина Канаштарова
Автор
312 дн. назад
/// Scroll to comments or other