Танцовщица подарившая Парижу метро Клео де | Colors.life
200

Танцовщица "подарившая " Парижу метро -Клео де

Танцовщица " подарившая " Парижу метро - Клео де Мерод
В одном из рассказов Тэффи есть такая фраза:

«…Русский кружок, как всегда в курортах, часто менялся, — одни уезжали, другие приезжали, -
но основное ядро составляли: две курсистки — толстая, с причёской a la Клео де-Мерод, и тощая, совсем не причесанная,...».
Остальные участники кружка нас пока не интересуют, ибо сейчас мы поговорим о том, кто же такая эта Клео де Мерод? -настолько известная дама, что даже курсистки, как обычно, далёкие от модных ухищрений,и те подражали её причёске.

Итак...Клеопатра Диана де Mерод (Cléopatra Diane de Mérode) родилась 27 сентября 1875 года в Париже,
в аристократической семье. Её отец - Карл Фрейхерр фон Мерод (1853-1909) был довольно известным живописцем-пейзажистом.
Возникает закономерный вопрос, почему, родившись в семье фон Мерод, Клео носила приставку «де»?
Фон Мероды были австрийскими подданными бельгийского происхождения – в Бельгии отпрыски этого рода назывались де Меродами, в Австрии - носили приставку «фон». Таким образом, став актрисой парижской сцены, девушка стала именоваться де Мерод, учитывая неприязнь французов, проигравших Франко-Прусскую войну, ко всему немецкому. И потом, насмешливые галлы всегда полагали, что немки нехороши собой - обладают огромными ногами, широкими талиями, но зачем-то свято хранят свою - мало кому интересную для штурма - добродетель.
Таким образом, для парижских подмостков девушка с приставкой «фон» изначально имела бы гораздо меньше шансов на успех. … Клеопатра-Диана, как и все девочки из хороших семей, получила хорошее образование, однако её главной страстью оставались танцы – маленькая Клео с восьми лет обучалась в танцевальной школе.

Считаясь одной из самых перспективных учениц, юная де Мерод с одиннадцати лет уже выступала на профессиональной сцене. Увы, наша героиня так никогда и не стала выдающейся танцовщицей, однако была популярна и имела большой успех у мужчин.В 1896 году, в возрасте двадцати трёх лет, она исполняла партию Фрины – знаменитой афинской гетеры. Именно в этой роли на неё обратил внимание Леопольд 2, король Бельгии.Девушка потрясла его воображение.Леопольд не был меломаном, но посещал все оперные и балетные премьеры, главным образом, для того, чтобы любоваться актрисами.
Де Мерод была не просто обладательницей замечательной внешности – она любила шокировать зрителей тем, что танцевала с распущенными волосами.В те годы сценический эпатаж был в моде - так, красавица-певица Лина Кавальери в роли Таиспоявлялась на сцене в голубой шали. По ходу действия она её сбрасывала и оказывалась в совершенно прозрачном, из лёгкого шёлкового газа, одеянии.Знаменитая Айседора Дункан танцевала свои «архаические», якобы античные танцы, выходила на сцену с обнажёнными ногами, что считалось настоящим вызовом общественной морали даже девицы из варьете показывали ноги, обтянутые чулками. Де Мерод изумляла и шокировала по-своему.Её длинные, слегка вьющиеся волосы, разделенные прямым пробором, были одной из главных составляющих имиджа танцовщицы.
В конце 19 века держалась мода на простые, но пышные, завитые и аккуратно уложенные причёски,
поэтому подобная сценическая «простота» привлекала и удивляла одновременно… К тому же, в те годы считалось, что женщина с распущенными - на публике - волосами такая же распущенная в иных отношениях.Нам этого уже не понять, но до 1960-х годов разбросанные по плечам, никак не убранные волосы, приравнивались к половой распущенности и никак иначе. Что же говорить о тех временах, когда Клео де Мерод волновала своими танцами пресыщенных монархов? Бельгийскому королю Леопольду уже исполнилось шестьдесят лет, но это был физически крепкий,
импозантный мужчина, обладавший, к тому же, громадным состоянием... Джованни Больдини. Весть о бурном романе короля с мадемуазель де Мерод очень быстро облетела всю Европу, а язвительные парижане не замедлили окрестить бельгийского короля Клеопольдом. Клео де Мерод была возмущена – она пыталась убедить весь мир в том, что ничего, кроме букета роз, между ней и монархом не было. Девочка из хорошей семьи, считала для себя нужным оправдываться перед толпой - она-то полагала, что эта love-story - её личная история успеха, так зачем эти ужасные журналисты полоскают её имя в жёлтой хронике? Она вовсе не такая, как эти ужасные девицы из низов - Отеро и де Пужи, которая вовсе не «де», а провинциальная простушка, взявшая себе дворянский псевдоним, чтобы поднять цену на своё доступное тело!
Но, так или иначе, репутация балерины оказалась подмоченной – Леопольд 2 славился своими
скандальными похождениями.В его постели побывали все знаменитые красотки парижского полусвета, а та же Отеро хвасталась
драгоценностями, которые ей подарил Леопольд.
Клео была единственной из знаменитых куртизанок "Belle époqu", которая никогда не афишировала
свои связи и всячески открещивалась от мира демимонда – воспитанная в аристократических традициях, она хотела доказать всем, что не имеет ничего общего с продажными женщинами.
Кстати, и Леопольд относился к де Мерод с гораздо большим уважением, чем к остальным своим пассиям. В ноябре 1902 года газеты писали о том, что король Бельгии, якобы, намеревается отречься от престола
и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео де Мерод.
Потом возникли слухи, что Леопольд 2 дал громадную сумму денег на строительство парижского метрополитена – всё это было сделано, якобы, по просьбе всё той же прелестной Клео. Как известно, женщины демимонда в те годы лидировали в качестве законодательниц мод.
Аристократка де Мерод была всегда естественна и элегантна – имея хороший вкус, она, в отличие от многих состоятельных женщин той эпохи, не злоупотребляла драгоценностями.

Де Мерод предпочитала изысканные туалеты модельера Жака Дусэ, вошедшего в историю моды,
как эстет и коллекционер полотен 18 века.
На ряде фотографий она предстаёт в костюмах-тальерах от дома Редферн. Так вернёмся к тому, с чего мы начали - с причёски а-ля Клео де Мерод!

Клео вошла в историю моды как создательница элегантной причёски: волосы расчёсаны на прямой пробор, легкими волнами опущены на щёки и низко на затылке уложены в пучок. Правда, ходили слухи, что де Мерод избрала такой фасон причёски, чтобы скрыть явное уродство –отсутствие мочки на левом ухе (поговаривали, что она у неё была отрезана или повреждена иным способом). Газетчики уверяли, что мочку отстрелил один из ревнивых любовников - целился в сердце, но рука дрогнула.

Ах, как это романтично!
Другие сплетники ограничивались вульгарной констатацией факта - уши у прекрасной Мерод смешно и даже уродливо оттопырены. Отсюда такая страсть к распущенным волосам или к несложным причёскам, скрывающим уродство.
Так или иначе, мода на эту «изящную простоту» охватила всю Европу и хлынула в Америку.
«Тёмные волосы спускались на уши и были уложены в прическу, вошедшую в моду благодаря мадемуазель Клео де Мерод», - так описывает одну из своих героинь Сомерсет Моэм в романе «Бремя страстей человеческих».
«Ах, вам нравится моя прическа, мистер Сондерс?
Некоторым больше нравится шиньон, но, говорят, к тонким чертам больше идет 'Клео де Мерод'», -
это уже цитата из рассказа О. Генри «Сила привычки». С 1903 года Клео гастролировала по всему миру – она танцевала в Гамбурге, Будапеште,Нью-Йорке, Санкт-Петербурге.В Берлине, в 1908 году, де Мерод выступала перед императорской фамилией.Наконец, в 1915 году, будучи уже дамой «элегантного возраста», Клео де Mерод возвратилась в Париж, однако, «столица мира» приняла бывшую звезду весьма прохладно. Поняв, что любая попытка вызвать к себе интерес, будет выглядеть смешно и вульгарно,сорокалетняя танцовщица навсегда уехала из Парижа и поселилась в курортном городе Биарриц.
Но де Мерод ещё некоторое время продолжала танцевать.
Так, она участвовала в акции Красного Креста и выступала перед ранеными солдатами во время Первой Мировой войны.
В отличие от неистовой Отеро или от активной Кавальери де Мерод не пускалась во все тяжкие
и не пыталась вызвать к себе запоздалый интерес.
Настолько не пыталась, что... уже в 1920-е годы многие полагали, что она давно умерла.
И вот, в начале 1950-х знаменитая писательница Симона де Бовуар опубликовала свою книгу «Второй пол» , в которой назвала Клео –
«дамой полусвета».
Оскорблённая пожилая женщина, которую давным давно «похоронила» вездесущая, но поверхностно-невнимательная, пресса, вдруг... подала в суд на писательницу и выиграла скандальный процесс.

В том же году Клео де Мерод выпустила книгу мемуаров «Балет в моей жизни». Чтобы помнили, точнее - чтобы вспомнили. Но так или иначе, имя де Мерод так и осталось в истории, как имя дорогостоящей куртизанки. А как уж это называть - не имеет значения.

Умерла Клео де Мерод на девяносто втором году жизни 17 октября 1966 года.

Сегодня Клео де Мерод называют «открыточной мадонной», считается, что она была одной из первых профессиональных фотомоделей

Скандал в обществе вызвала представленная в Парижском салоне в 1896 году скульптура Александра Фальгьера (1831—1900) «Танцовщица», для которой позировала Клео: хотя она настаивала, что портретной в этой обнажённой скульптуре из белого мрамора была лишь её голова, многие современники считали, что автор использовал муляж тела танцовщицы (это мнение разделял, в частности, Гоген)


Теги
#метро #подарки #танцовщица
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Бояхчян Светлана
Бояхчян Светлана
314 дн. назад
/// Scroll to comments or other