Психоделичное искусство индейцев уичоли. | Colors.life
988

Психоделичное искусство индейцев уичоли.

Это племя мексиканских индейцев, проживающих сегодня в отдаленных деревушках, находящихся на откосах горных хребтов Западной Сьерра-Мадре. Численность не более 16 тыс. человек. Занимаются земледелием и животноводством а еще ручным ткачеством и крашением ниток, вышивкой, в том числе бисером а также узорным плетением. Многие работают по найму на плантациях, а торговля художественными изделиями пополняет их доходы в городах. Каждый поселок уичолей составляют семьи, соединенные родственными узами. Кровное родство — основа их социальных связей. Уичоли называют себя висрарика, что переводится как «люди, живущие в местах с колючими растениями». Племя Уичоли никогда не сидят на месте,перемещаясь из одной долины в другую, с одного берега реки на другой. Они считают, что человек на протяжении своей жизни должен посетить «пять священных мест». На свою же, родную, землю они возвращаются на праздники или к началу сезона дождей...

Фигурка с кактусом - это древнейший символ Уичоли, относится он к первым векам нашей эры. В древней Мексике кактусы обожествляли. Кактус Пейоте ( "пейоте", "лофофора", "Lophophora williamsii") даже был возведен в ранг священного растения. Сегодня пейоте используется как ритуальное средство. Горьковатый сок стебля и корня пейоте содержит алкалоиды, которые вызывают звуковые и зрительные цветные галлюцинации. Племя уичолей совершает ежегодное паломничество в Вирикуту для поиска пейоте. Они собираются группами примерно по десять человек и отправляются на поиски священного растения. С корзиной скудной пищи и предметами культа за спиной они стойко переносят все лишения и невзгоды. Спустя несколько недель или даже месяцев пейотерос возвращаются домой. Начинаются ритуальные обряды, во время которых кусочки пейоте едят сырыми или добавляют в напиток, приготовленный из агавы. Пейот, или по-уичольски «хикури», эффективное лечебное природное средство, панацея практически от всех болезней, от истерии до импотенции, а также сильный биостимулятор, источник энергии, духовной и половой потенции...Посаженный в доме, живой пейот является хранителем и защитником домашнего очага. До 1968 года пейот продавался в специализированных магазинах Мексики, а затем указом президента был запрещен к вывозу из штата Сан-Луис-Потоси как нелегальный наркотик и редкий, вымирающий вид лекарственных растений. Нарушение этого указа карается в стране тюремным заключением сроком от пяти до семи лет.

Многие из Уичоли и сейчас не умеют ни читать, ни писать, но зато они свято хранят свои традиции, старательно передавая их от поколения к поколению. Уичоли жили еще при дворе императора Монтесумы, считались признанными среди ацтеков колдунами, без них не принималось ни одно государственное решение. Они владели техникой внушения, могли очистить человека от сглаза и порчи, предсказать его будущее, заряжали его необходимой для того или иного действа энергией, говорят, даже умели перемещаться в пространстве и времени... Все века, последовавшие за испанским завоеванием, и особенно в нашем веке, уичоли продолжают упорно отвергать изменения, угрожающие их традициям, религиозным представлениям и жизненному восприятию. Это культурное сопротивление связано с многовековой мудростью, передаваемой от поколения к поколению...

Их называют «племенем художников». Формы художественного выражения уичолей отражают их религиозные верования. Они изготавливают картины в стиле nierika. Эти картины выполняются из шерстяной пряжи, одновременно они являются и предметом прикладного искусства, изготавливаемым на продажу, и религиозным объектом. Ньерика является проводником в мир духов. Она называется зеркалом с двумя лицами, потому как рисунки двухстронние. Отверстие в середине — магический «глаз», через который человек и боги могут видеть друг друга.

В древности вместо бисера использовались кусочки кости, глина, кораллы, камни, ракушки и семена. Поскольку это были ритуальные предметы, цвета подбирались со смыслом: синий обращался к духу дождя; черный к Тихому океану, красный означал Вирикуту, место рождения пейотля, оленя и орла. Бисерные изделия также представляют собой аппликацию: стеклянные, пластмассовые или металлические бисерины наклеиваются на деревянную форму, покрытую пчелиным воском. Как правило, это изображения животных, маски, чаши. В них, как и в других предметах творчества уичолей, отражаются мифологические и религиозные символы и сюжеты.

Обереги Ojo de Dios (читается как «охо де диос»), или Глаз бога, подарило нам индейское племя уичоли, жившее в горах Сьерра-Мадре в Мексике. Языком племени был уичоль, а основу религии легло верование о магической силе кактуса пейотль. Из кактуса изготавливали напиток, содержащий мескалин. Он обладал галлюциногенным действием и употреблялся при обрядах. Уичоли относятся к народам Мексики. Часть культурного наследия уичолей перекочевала к испанцам. Например, яркие тканые и расшитые костюмы, украшения, перья, которые также имели магический смысл. Религиозные воззрения уичолей отражаются также в их декоративно-прикладном искусстве и ремеслах. Среди ремесел можно обнаружить вышивку и ткачество, плетение корзин, изготовление изделий из кожи, музыкальных инструментов. Кроме того, уичоли известные пряльщики. Среди изделий из пряжи можно найти nierica (ниерика) и ojo de dios. Эти изделия отличаются символизмом и психоделичностью. Наверное, это связано с тем, что они являются не просто украшением, а еще и религиозными символами. Уичоли называют свои ojo de dios словом tsikuri (цикури), что означает «сила видеть и понимать неизведанное». Когда в семье рождается ребенок, отец плетет центральный «глаз». Каждый год он вплетает в изделие по «глазу» – пока ребенок не достигнет 5-летнего возраста.http://www.livejournal.com/


Теги
#искусство #красота
Вам будет интересно
cymbal2011 Цымбал, Galina Belugina
Реклама
Комментарии (0)
Наталия Железнова
Наталия Железнова
Автор
316 дн. назад
/// Scroll to comments or other