Какие бородатые женщины оставили след в массовой культуре | Colors.life
34

Какие бородатые женщины оставили след в массовой культуре

Вообще, аномально большое количество волос на теле и лице медицине известно под названием гипертрихоз, этому заболеванию, вызванному множеством причин, могут быть подвержены и мужчины, и женщины, и дети. Избыточный рост волос у женщин «по мужскому типу» называется иначе – гирсутизм. Синдромы эти были известны задолго до их научной классификации, первым же человеком, гипертрихоз которого был описан именно медиками, был уроженец Канарских островов Педро Гонсалвус. Среди европейской знати (в том числе, коронованных особ) в те времена было модно держать в качестве шутов людей с экзотической внешностью – от карликов до чернокожих. Таким же образом «трудоустроился» и Гонсалвус при дворе французского короля Генриха II – гонителя протестантов и мужа Екатерины Медичи. Известно, что Генрих испытывал к «волосатому пажу» симпатию, и Гонсалвус получил прекрасное образование, а пока одни ученые его обучали, другие (в частности, медики) изучали. Как выяснилось позднее, болезнь Гонсалвуса передавалась по наследству, причем ген «лохматости» был чрезвычайно устойчив – повышенным уровнем растительности отличались все его семеро детей, в том числе, дочь Тогнина. До нас дошел портрет Тогнины Гонсалвус работы Лавинии Фонтаны – художницы болонской школы, избранной в Римскую академию. Женщины художники, тем более, «академики» были по тем временам огромной редкостью (речь, между прочим, о второй половине XVI века, то есть, до наступления Эпохи просвещения), поэтому работы Фонтаны изучены хорошо. Даже несмотря на то, что её главный труд – алтарный образ "Мученичество Святого Стефана", созданный для церкви Сан-Паоло фуори ле Мура по заказу Римского папы Климента VII, погиб при пожаре. Так, за счет диагноза отца и картины Фонтаны, Тогнина Гонсалвус, продолжившая «карьеру» родителя в Пармском герцогстве, прославилась в веках.

О Магдалене Вентура мы знаем благодаря другому художнику и надписи по-латыни, оставленной им на холсте: «Великое чудо природы Магдалена Вентура из города Аккумоли в королевстве Неаполитанском, в возрасте 52 лет. И примечательно, что в 37 лет она начала становиться волосатой и отрастила бороду столь густую и длинную, что скорее таковую увидишь на бородатом мужчине, чем на женщине, которая родила перед этим троих детей от своего мужа, Феличе де Амичи, которого вы рядом видите». Дальше – подпись: Хусепе де Рибера. То бишь, Хосе де Рибера, которого считают наиболее выдающимся испанским гравером из тех, что работали до Гойи (кстати, позднее Гойя выполнил реплику данного портрета). Наиболее известные полотна Риберы – «Мученичество святого Филиппа» и «Святая Инесса», но портрет Магдалены Вентуры тоже весьма знаменит и в каталогах называется буквально – «Портрет бородатой женщины». Примечательно, что написан он был по заказу герцога Алькала – известного коллекционера произведений искусств. В целом в создании такого портрета ничего удивительного нет: эпоха барокко отмечена повышенным интересом к «диковинам», в том числе – диковинным уродствам, и портрет Вентуры далеко не единственное произведение такого рода. Существовал даже особый поджанр – «лос труанес», то есть, портреты придворных шутов и карликов. Знаменитый цикл Веласкеса – это именно «лос труанес». А портреты бородатых женщин (как правило, на заказ) рисовали, в частности, такие художники как Хуан Санчес Котан, Антонис Мор и Виллем Кей. Картина последнего под названием «Портрет Маргреты Халсебнер из Базеля, или Женщина с двумя бородами» считается утраченной.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Ирина Карелина
Ирина Карелина
319 дн. назад
/// Scroll to comments or other