Тонкий, белоснежный, звенящий, полупрозрачный Костяной фарфор | Colors.life
349

Тонкий, белоснежный, звенящий, полупрозрачный… Костяной фарфор

«Белизной подобен нефриту, тонкостью – бумаге. Блеском подобен
зеркалу, звонкостью – цимбалам». Так образно и поэтично выражали свое восхищение фарфором в Древнем Китае. Спустя тысячу лет,
когда фарфор изобрели в Европе, его стали называть «белым золотом».
Изделия из столь редкого и драгоценного материала – фарфора –
можно было встретить лишь во дворцах европейских монархов.

Прошло больше двух с половиной веков и на Императорском, в то
время Ленинградском, фарфоровом заводе им. Ломоносова – родине
русского фарфора – появились удивительно тонкие, изящные чашечки. От обычного фарфора, изготовленного по классической технологии, они отличались повышенной белизной, тончайшим слоем глазури
и той воздушностью, которая была свойственна знаменитому сорту
старинного китайского фарфора под названием «яичная скорлупа».

При легком постукивании изделия отзывались приятным и мелодичным звоном. Несмотря на свою видимую хрупкость, этот фарфор обладал достаточной механической прочностью, а гармоничное сочетание
классических форм с изысканной филигранной росписью придавало
этим изделиям поистине драгоценный вид, что ставило их в разряд
коллекционного фарфора.
Они были сделаны из массы, в состав которой ввели фосфат кальция,
то есть золу из коcтей крупного рогатого скота, поэтому фарфор и на-
звали костяным.

Чашки из костяного фарфора, как и многие другие фарфоровые изделия, производят методом литья. Для этого формы, отлитые из гипса, до краев наполняется жидкой фарфоровой смесью, напоминающей сметану – шликером. Гипс начинает «отбирать» у шликера влагу – и в результате на внутренних стенках формы постепенно нарастает фарфоровая «корочка». Когда она набирает нужную толщину – лишний шликер удаляют из формы. Потом подсохший «черепок» (так называют необожженный фарфор) начинает отставать от стенок формы – и его извлекают.

При производстве фарфоровых статуэток детали «набирают толщину» довольно долго – несколько часов. С тонкостенными чашечками все происходит гораздо быстрее – на Императорском фарфоровом заводе костяная фарфоровая смесь заливается в формы всего на две минуты.

Оливка происходит автоматически – формы двигаются по кругу, из дозатора автоматически выливается нужное количество шликера, а потом вакуумный отсос «забирает» лишнее.

Ручки для чашек, чайников, сахарниц отливаются отдельно и потом «приклеиваются» вручную. В качестве клея выступает все та же фарфоровая смесь, только более густая.

Глядя на белое, с нежным оттенком топлёного молока, почти прозрачное хрупкое чудо, с трудом верится, что готовый фарфор подвергают обжигу при температуре 1250 градусов, наносят глазурь и обжигают снова, снизив температуру на 100 градусов. Впервые костяной фарфор был изобретён в Англии в середине XVIII века на заводе Джошуа Веджвуда. Долгие годы монополия на производство изделий из него принадлежала именно Англии. А секрет состоял в том, что в традиционную жидкую массу для изготовления фарфора (смесь каолина, шпата и кварца) добавляли до 50 процентов обожжённой костной муки. Вот она-то и придавала изделиям изумительные свойства: лёгкость, полупрозрачность, гладкость и прочность. Но костную золу нужно было приготовить особым способом, чтобы костяной фарфор стал той драгоценной субстанцией, производство которой так ревностно охраняли англичане. К счастью, любые секреты обязательно становятся известны. Фарфор, произведённый в Англии, завоевал Европу, а затем и Азию. По иронии судьбы костяной фарфор Китай начал использовать едва ли не позднее всех других стран.


Теги
#искусство #история #костянойфарфор #сервиз #фарфор
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
 Свиридова
Свиридова
318 дн. назад
/// Scroll to comments or other