40 лет с «Иронией» | Colors.life
41

40 лет с «Иронией…»

Фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» в 2016 году отмечает сорокалетний юбилей. В далеком 1975 году Эльдар Рязанов выпустил культовую для нескольких поколений наших соотечественников ленту. Наряду с елкой, мандаринами и телевизионным «Голубым огоньком» «Ирония…» стала символом Нового года.

Впервые фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» был показан 1 января 1976 года по первой программе Центрального Телевидения в 17:45. То, что случилось дальше, – уникально даже для советского кино, которое, как известно, считалось важнейшим из искусств. Фильм посмотрели около 100 млн. человек.

Картина имела оглушительный успех: зрители буквально завалили Останкино письмами с просьбой повторить понравившуюся комедию, и всего через месяц, 7 февраля «Ирония судьбы» вновь транслировалась по ЦТ.

Вскоре был создан киновариант. Шёл в кинотеатрах заниженным тиражом в 295 копий, всего посмотрело около 7 миллионов зрителей (начало проката 16 августа 1976). Фирмой грамзаписи «Мелодия» была выпущена пластинка с записью песен из фильма.

Очень быстро «Ирония судьбы, или С легким паром!» стала по-настоящему культовой лентой, фразы из нее прочно вошли в лексикон россиян и стали крылатыми, а без её ставшей уже почти культовой демонстрации по телевидению давно уже не обходится ни один Новый год. Тот, кто говорит, что не любит этот фильм, просто никогда его не смотрел.

История.
В 1968 году сценарист Эмиль Брагинский пришел к Эльдару Рязанову с предложением: «Давай напишем пьесу для заработка». За два года до этого вышел их совместный фильм «Берегись автомобиля». Предложение создать товар для сцены пришлось по душе Рязанову. На бескрайних просторах Советского Союза работало огромное количество театров – профессиональных и самодеятельных. И все они нуждались в хорошем репертуаре, особенно в комедийных сценариях. Эту нишу и решили заполнить предприимчивые соавторы.

Рассказывая о создании одной из самых любимых зрителями комедий, Эльдар Рязанов утверждает, что ее сюжет основывается на реальных событиях:

«Мы решили написать комедию с минимальным количеством персонажей, действие которой происходило бы на одной декорации. Вспомнили историю, как один человек 31 декабря пошел в баню, там выпил, потом зашел к друзьям, которые отмечали годовщину свадьбы. В гостях он быстро надрался. Пьяный шутник, один из гостей (говорят, это был Никита Богословский, знаменитый своими розыгрышами, но он не раз от этого публично отрекался) отвез его на Киевский вокзал, дал проводнице общего вагона десятку. Бедолага очнулся на третьей полке, когда поезд уже подходил к Киеву. Он оказался в чужом городе с портфелем, веником и 15 копейками в кармане. Как дальше сложилась судьба этого человека, мы не имели понятия».
Есть еще одна версия истории: «Однажды в Омске проходил чемпионат по шахматам для глухих. На турнир приехала команда из Хабаровска. С самолета она села в такси и протянула адрес на бумаге. Таксист привез их по указанному адресу, но шахматного клуба там не оказалось, только жилой дом. Выяснилось, что до Омска наши шахматисты не долетели. Самолет сделал вынужденную посадку в Новосибирске. Пассажиров отпустили проветриться на пару часов. Глухие, ясно дело, ничего не слышали и решили, что уже на месте назначения».

Соавторы стали соображать, как превратить житейский анекдот в построенную по всем законам драматургии историю.

Возникла мысль о сходстве домов и кварталов, об одинаковых названиях улиц в разных городах, о типовой обстановке квартир, о серийных замках, выпускаемых промышленностью. Нам показалось занятным запихнуть горемыку в такую же квартиру, как у него в Москве, и посмотреть, что из этого получится. Но тогда надо оставить его в состоянии «несоображения». Так придумалось путешествие в самолете – ведь за час полета пьяный человек не успевает прийти в себя.

История обрастала подробностями. В ленинградской квартире решено было поселить главную героиню. Чтобы осложнить ситуацию и спровоцировать конфликт, героя снабдили невестой в Москве, а героиню – местным женихом. Кроме того, соавторы решили, что действие пьесы должно происходить в новогоднюю ночь. Во-первых, это добавит сказочности, во-вторых, объяснит завязку сюжета – положительному герою было простительно напиваться только накануне Нового года, да и то по недоразумению. В итоге от первоначального случая из жизни остались только поход в баню и перемещение героя в другой город.

С написанием пьесы «для заработка» Брагинский и Рязанов справились в рекордные сроки – за две недели.

Кинопробы.
Наибольшие трудности у Эльдара Рязанова возникли при подборе исполнителей главных ролей.
Самым сложным оказался выбор претендентки на роль Нади Шевелёвой. Кинопробы всё длились и длились, а идеальной кандидатуры не находилось.
На роль Нади Шевелевой пробовались Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова и много других, менее известных.

Рязанов нашёл исполнительницу главной роли, посмотрев достаточно откровенный, содержащий эротические сцены польский фильм «Анатомия любви» с Барбарой Брыльской в главной роли.
«Уже на кинопробе Барбара продемонстрировала удивительную деликатность в интимных сценах, — отмечал Рязанов, — в ней угадывалась, как это ни странно, подлинно ленинградская интеллигентность, она подходила по возрасту — годы актрисы и героини совпадали. За её очаровательной внешностью чувствовалась биография, прожитая жизнь, нелёгкая судьба. Одним словом, она удовлетворяла если не всем требованиям, то, во всяком случае, большинству из них».

Единственным, но серьезным препятствием для актрисы оказался ее хриплый, прокуренный голос и неискоренимый акцент. А ведь ее героиня — учительница русского языка, да еще и поющая! Менять национальность и профессию Нади Шевелевой Рязанову не хотелось, он решил совместить внешность Барбары с голосами Аллы Пугачевой и Валентины Талызиной. Правда, забыл упомянуть их в титрах, что породило немало обид. Талызина никогда не скрывала своей нелюбви к «этой польке», а на одной из актерских тусовок открыто заявила о своих правах: «Я за Брыльскую говорила, Пугачева — пела. А она получила государственную премию. За что?» Барбара спорить не стала: «Ты права, но я себе этой премии не давала», однако так и не переубедила актрису.
Кстати, польская актриса была брюнеткой, и перекрасилась в блондинку специально для съемок фильма. После шумного успеха «Иронии судьбы…» решила такой и остаться.
К поиску актера на роль Жени Лукашина Рязанов подошел столь же серьезно. Среди кандидатов были Андрей Миронов, Петр Вельяминов, Станислав Любшин, Олег Даль

К предложению попробовать актера «Современника» Андрея Мягкова режиссер сначала отнесся без воодушевления, так как знал его как хорошего драматического актёра. Но едва Андрей встал напротив камеры, сразу стало ясно, что именно он — основной кандидат на роль Лукашина. После кинопробы его утвердили единогласно.

В его исполнении Женя получился не такой водевильный, как у Миронова, и не такой чудаковатый, как у Даля, а самый обычный, простой, в общем, такой, каким ему и следовало быть. Немаловажным оказался и тот факт, что Мягков органично смотрелся в образе «героя подшофе», не вызывая при этом отвращения. А это — редкое качество.

Андрей Мягков именно после этого фильма стал знаменитым

Поиск актеров на второстепенные роли также занял немало сил и времени.

Съемки фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» проходили в Москве, и лишь несколько эпизодов были отсняты на улицах Северной столицы.

Подъезды обоих домов — московского, где расположена квартира Жени Лукашина, и ленинградского, в котором проживает Надя Шевелева — находятся в столице, в домах 125 и 113 по проспекту Вернадского, рядом с метро Тропарёво и Юго-Западная.
В декабре 2003 года на стене дома 125 и в подъезде дома 113 по проспекту Вернадского в Москве были установлены мемориальные доски в память о съемках фильма, после чего цены на жилье в доме тут же подскочили.

«Ирония судьбы…» и Новый год — понятия неразделимые и одинаково любимые всем народом. Так было тогда, когда народ был «советским», а на телевидении было всего три-четыре программы. Так это и сегодня, хотя советский народ из одного общего дома разъехался по пятнадцати отдельным квартирам, а на пультах наших телевизоров не хватает кнопок, чтобы перебрать все каналы. Мы знаем этот фильм наизусть, но мы по-прежнему любим его…


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Олеся Панфилова
Олеся Панфилова
324 дн. назад
/// Scroll to comments or other