Интересные факты о Песах | Colors.life
18

Интересные факты о Песах

Песах у евреев – вовсе не то же самое, что Пасха у православных христиан. Самый древний свой праздник народ Израиля отмечает в память о великом событии, запечатленном в Ветхом Завете – великом исходе евреев из Египта и их освобождении от рабства. Его отмечают семь дней (в диаспорах – восемь) как праздник радости и свободы.

«Песах» на иврите – «прошел мимо», «миновал». Из-за того, что фараон не освобождал евреев, их Бог наслал на Египет десять казней. Последняя была ужасна: он умертвил всех египетских младенцев. Заранее предупрежденные им евреи убили, зажарили и съели ягнят, а их кровью помазали дверные косяки своих домов. Поэтому дети евреев были пощажены. Именно после десятой казни египетской фараон решился отпустить евреев на три дня в пустыню, чтобы они принесли там жертвы Всевышнему.

Но фараон был хозяин своему слову: сам дал – сам забрал, поэтому Бог велел евреям быстро собираться в путь. Они не стали дожидаться, когда забродит приготовленное ими тесто, а взяли его «недозревшим». По дороге, под жарким египетским солнцем, на спинах несших его тесто превратилось в лепешки, сухие и пресные. Это и была знаменитая маца – главный символ Песах.

Маца – единственный хлеб, который дозволяется употреблять в праздничную неделю, ибо он – хлеб свободы. И обязательно маца присутствует на столе в праздничный вечер перед началом Песах, называемый Седер. Это сложный ритуал, в котором сочетаются молитва и трапеза. Седер проводит глава семейства – он рассказывает детям (и внукам, если уже появились) о Боге и вере.

Накануне Песах на полную мощность работают и старинные пекарни в религиозных кварталах израильских городов, и гигантские фабрики (хотя ревностные последователи веры отвергают машинное изготовление мацы, употребляя только «ручной работы). В пекарнях при выпечке мацы используют сухие оливковые дрова, дающие жаркий огонь. Здесь процесс становится древним и красивым иудейским обрядом. Который должен продолжаться не более 18 минут, чтобы тесто не забродило. Тогда это уже будет не кошерный продукт, а хамец.

Традиционное иудейское право – Галаха – предписывает накануне Песах избавиться абсолютно от всего хамеца, то есть всех продуктов, при приготовлении которых используется процесс брожения. Никакого хлеба, макарон, солодового пива, ячменного виски, пшеничной водки и многого другого в доме иудея быть не должно. В ортодоксальных семьях в канун Песах вычищают малейшие крошки острым и тонким пером, подсвечивая себе свечой. Поэтому шкафы и буфеты, пространство под кроватями и углы сияют невозможной чистотой.

Стол на Седер – специальный, не для еды, но для ритуала. Его центр – блюдо Седера. В специальное отделение блюда кладут три мацы, символизирующих три категории евреев: Исраэль, Леви и Коэн (снизу вверх). На блюдо выкладывают: пропеченный кусок мяса с косточкой (зероа); крутое яйцо, символ праздничной жертвы (бейца); горькую зелень в виде листьев салата или кусочков хрена (марор); смесь из тертых яблок, молотых орехов, корицы и вина (харосет); съедобные овощи – сельдерей, петрушку, лук, отварной картофель (карпас); мелко нарезанный или растертый хрен (хазерет). Обязательно блюдечко с подсоленной водой – память о слезах, пролитых евреями в египетском рабстве.

Каждый член семейства обязан выпить четыре кубка любого кошерного вина. Для этого подходит красное сладкое, полусухое или сухое; допускается искристое. Если человек не может пить вино, или это ребенок, ему наливают виноградный сок.

Главный лейтмотив Седера – и всего праздника Песах – слова, которые произносит глава семейства, когда преломляет мацу: «Вот хлеб, который ели отцы наши в земле египетской. Каждый, кто голоден, пусть придет и ест. В этом году здесь, в будущем – на земле Израиля. В этом году рабы, в будущем – свободные люди».

В Израиле первый и последний дни Песаха (по два дня – в диаспоре) являются праздничными и нерабочими, как и традиционная суббота. В остальные дни даже у тех евреев, которые трудятся, праздничное и хорошее настроение. Они проникнуты главным философским смыслом Песаха. Он символизирует отказ от рабства. Никто не согласится на «котлы с мясом» в обмен на личную несвободу. Лучше уж сорок лет бродить по пустыне, терпя голод и страдая от неизвестности, — но зато навсегда стать свободными людьми!


Вам будет интересно
Евгения Шереметьева
Реклама
Комментарии (0)
Евгения Шереметьева
Евгения Шереметьева
Автор
320 дн. назад
/// Scroll to comments or other