Краткая история крещения руси. | Colors.life
20

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ "КРЕЩЕНИЯ" РУСИ.

В 2008 году Русская православная церковь отметила 1020 годовщину со дня принятия христианства на Руси. Этому событию придавалось особое значение, в том числе и пропагандистское.

Во-первых, представители религии утверждают, что христианство было почти одновременно принято всем населением Киевской Руси и явилось "Божественным актом", с радостью принятым всем народом.

Во-вторых, якобы благодаря христианству Русь получила государственность и из полудикой, тёмной, невежественной страны превратилась в могучее государство. Введение христианства знаменует собой более чем тысячелетнюю эпоху нашей культуры и литературы - вот что пытаются утверждать церковные идеологи.

Выражение "крещение Руси" относится к числу не просто неудачных или неточных, а глубоко ошибочных, вводящих в заблуждение. Это словосочетание как бы предполагает наличие одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого события история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской, а затем и Московской державы.

Христианство стало проникать на Русь задолго до её "крещения". Первая попытка обратить в христианство киевлян была предпринята в 867 году князем Аскольдом. Многие приближенные князя Игоря (умер в 945 году) были христианами. В Киеве существовал даже храм святого Илии ("Соборная церковь"). Киевская княгиня Ольга (945-957) сама была христианкой.

Как религия классового общества христианство не могло утвердиться на Руси раньше, чем окрепли феодальные отношения. Пока островки феодализма тонули на Руси в океане родоплеменных отношений, христианизация не принимала массового характера, распространяясь только на отдельных лиц и небольшие социальные группы.

Лишь после того, как феодальные отношения достаточно укрепились, возникли реальные предпосылки для перехода от язычества к христианству. А такие предпосылки возникли лишь к концу X века.

Таким образом, основные причины принятия христианства обуславливались не "Божественным актом", как пытаются показать церковники, а ходом исторического развития Руси, её политических и экономических отношений с европейскими государствами, в которых христианство было общепринятой религией. Кроме того, необходима была религия, способная повысить авторитет киевских князей, содействовать их объединительной деятельности.

В 988 году князь Владимир принял христианство (в истории его ещё называют князем Владимиром - Красное Солнышко, что является грубейшей ошибкой. Киевский князь Владимир, является историческим персонажем, а Владимир - Красное Солнышко - фольклорным. Вот как описывает Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона данный персонаж: "Владимир Красное солнышко одно из самых главных лиц былин киевского цикла, объединяющее всех русских богатырей. Он их глава, но вместе с тем сам он не имеет никаких прав называться богатырем. На него можно смотреть как на народное отражение нескольких исторических личностей или же как на мифическое лицо, олицетворение известного рода явлений природы. С одним, кажется, все согласны — именно, что Владимир былин не служит отражением исторической личности св. Владимира Равноапостольного. Возможно, что народ в лице этого былинного князя создал несимпатичный ему тип варяга, князя-дружинника, у которого собственный интерес лежит на первом плане и личные выгоды предпочитаются народной пользе; он любит во всех опасностях пользоваться услугами русских народных богатырей, угощая их за это, но вместе с тем не желая рисковать собственною жизнью, а подчас и поступая с богатырями совсем несправедливо. Нельзя отрицать и примесь мифологического элемента в типе Владимира — олицетворение солнца, Дажьбога, внуком которого автор Слова о Полку Игореве называет своего героя. По взгляду Ор. Миллера, хорошие и дурные качества былинного В. могли создаться под различными влияниями. Известно, напр., что тяжелым трудом народ считает только труд физический, которого не несут государи. И солнце медленно движется по небу, оно покоится в бездействии и без всяких усилий с своей стороны ниспосылает на землю свои лучи; оно бывает иногда жгучим, злобным. Отсюда, быть может, некоторые черты в лице былинного Владимира, дополненные отражением древнего исторического деспотизма времен патриархальных, или влиянием византийских взглядов на неограниченную верховную власть, или воспоминаниями эпохи Иоанна Грозного.
Владимир, кроме былин, является еще главным действующим лицом в стихе о Голубиной книге (см. это сл.); он носит там имена: Володарь, Володимер, Володимир Сыславич, Володумор; заменяет он также Волота или Волотомана "Иерусалимской беседы" или "Повести града Иерусалима", где имя В., более популярное и любимое народом, вытеснило собою более древнее "Волот" или "Волотоман", которое, в свою очередь, служит изменением первоначального "Птоломей" (см. Волот). Здесь В., по всей вероятности, заменяет собою вообще византийского императора и поэтому наделяется такими же чертами, которыми отличались византийские самодержцы. Быть может, что это обстоятельство не осталось без влияния и на былинного Владимира, который таким путем мог получить некоторые черты, чуждые чисто русскому князю".). Есть три версии его крещения: в Корсуни, в Васильеве и в Киеве. Это событие не было столь грандиозным, как пыталась прежде, да и сейчас, представить Русская православная церковь. Достаточно сказать, что массовая христианизация киевлян проходила до 990 года. Вслед за Владимиром приняли христианство бояре и старшие дружинники, затем горожане, а жителей деревень - уже после нашествия орд Батыя на Русь в XII - XIV веках.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Олеся Мамонтова
Олеся Мамонтова
321 дн. назад
/// Scroll to comments or other