Мир изо льда и неона | Colors.life
53

Мир изо льда и неона

Дейл Чихули - выдающийся стеклодел с мировым именем. Однако незаслуженно мало внимания современное искусствоведение уделяет его проектам из других материалов.

Оставляя стеклу главенствующую роль в своем творчестве, он находит возможность экспериментировать с другими материалами - льдом, плексигласом и неоном. Оба направления с самого начала карьеры художника шли параллельными курсами, дополняя и развивая друг друга. Творческим кредо художника является поиск новых форм выражения красоты материала и способов их экспонирования. «Материал сам по себе является постоянным источником вдохновения. У меня обычно есть идея начать работу по концепции, но потом процесс захватывает меня, и я просто следую за ним», - говорит Чихули.

Основой любой композиции является замороженная в прозрачной ледяной глыбе U-образная трубка со светящимся газом. Сияющие куски льда устанавливаются под открытым небом, их форма может быть различна, в зависимости от задумки авторов. Ледяной арт-объект экспонируется под открытым небом, время такой экспозиции зависит от климата местности, где он установлен, и может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Таяние льда приводит к появлению различных эффектов: изменению формы объекта на протяжении всего времени существования экспозиции; появлению различных оптических иллюзий, связанных с интенсивностью цвета и общей светопропускаемостью, зависящей от толщины льда; динамические эффекты – частое крушение инсталляций вследствие таяния льда и потери прочности. Всё это привлекает внимание зрителей, которые проводят достаточное время около арт-объекта, чтобы уловить все возможные эффекты. Это дает им повод для размышлений, например, об изменчивости понятия "красота", о неизменности течения времени, о бренности жизни, наконец.

Технология производства арт-объектов из неона и льда, заложенная в 1970-х годах и проявившаяся в новаторских инсталляциях, ярко проявила себя в 1990-е и 2000-е годы. Рассмотрим некоторые из них.

Первый крупный проект под открытым небом Дейла Чихули и Джейсона Карпентера, представленный публике, назывался «20 000 pounds of ice». Он был расположен на территории школы дизайна RISD в Род-Айленде. Прямоугольные ледяные глыбы с U-образными трубками с неоном внутри были расставлены на площади около 55 кв. метров. Благодаря разному цвету свечения в трубках, авторами была создана колоритная художественно-пространственная композиция, образ которой менялся день ото дня. Жесткий контур прямоугольных ледяных блоков со временем становился более плавным, динамика хаотично расставленных объектов постепенно угасала, меняя эмоционально-образный фон композиции. Смена времени суток, а соответственно, и освещения, играло основную роль в аранжировке цвето-световой среды. Особенно эффектно смотрелись объекты ночью, когда на черном фоне можно было наблюдать яркое явление – наложение цвета одного мерцающего объекта на другой, что давало новые колористические сочетания, увлекая зрителя в своеобразную игру оптических иллюзий.

Похожий проект «20 000 pounds of ice and neon» был проведен Дейлом Чихули и Джейсоном Карпентером на примузейном участке Художественного музея города Сиэттл (Seattle Art Museum, SAM). В центре города, на оживленной улице был сооружен подиум, с примыкающим к нему овальным навесом-крышей, на котором были установлены ледяные глыбы прямоугольной формы с неоновыми трубками внутри. Так же как и в предыдущем проекте, цвет трубок был различным, однако, экспозиция отличалась большей продуманностью. Фоновый цвет экспозиционной конструкции был черным, что подчеркивало фактуру льда и делало ярче свечение внутри каждого отдельного элемента инсталляции. Проект стал более интерактивным, так как доступ зрителей к ледяным глыбам был открыт, их можно было трогать руками, что, помимо визуальных ощущений, добавляло еще и опыт тактильного контакта. Наблюдая за оптическими характеристиками, можно было заметить, что при дневном свете в композиции доминировала прозрачно-белая масса льда, свет от цветного свечения был менее заметен, чем в ночное время, когда фактура льда практически становилась не заметной в ярком внутреннем свечении неоновых трубок.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Ирина Косойкина
Ирина Косойкина
Автор
333 дн. назад
/// Scroll to comments or other