Новогодние славянские традиции. Колядки, обычаи, традиции на Рождество | Colors.life
55

Новогодние славянские традиции. Колядки, обычаи, традиции на Рождество

В давнюю-давнюю старину, у наших пра-пра-пра бабушек и прадедушек, древних славян, были свои традиции отмечать праздники. Мы их можем помнить из сказок, которые рассказывали нам наши бабушки, а также из сборников русских народных сказок, которые дошли до наших дней. Древние традиции несли в себе народную мудрость. Ведь славяне, наши предки, знали очень многое, жили в гармонии с природой, и дружили с разными зверями и птицами, даже знали их язык! Помните, как Ивану царевичу помогали и медведь, и щука, и сокол в небе, чтобы освободить Василису из Кощеева царства? «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»- так заканчивалась практически каждая народная сказка. Поэтому сейчас, прислушиваясь к нашим сказкам, мы можем многое узнать о нашем народе, о том, какими знаниями и умениями владели наши предки.

А как же раньше отмечали зимние праздники наши предки? Ведь традиция отмечать новый год 1 января пошла только после указа Петра 1! А до этого новый год встречали в сентябре, а совсем в древности - в марте, в день весеннего солнцестояния.
И что, получается что наши прабабушки и прадедушки зимой не веселились, не наряжали елку, не накрывали стол, не созывали гостей?
Давайте вернемся в то далекое время и посмотрим, как же переживали суровую зиму наши предки?

Оказывается, встречать зимние праздники в древности начинали уже 24 декабря – именно в этот день стартовали Коляды, а за ними Большие Велесовы Святки. В это время, по поверью, открывались врата между реальным миром и миром духов – миром Яви и миром Нави. И важно было найти общий язык со сверхъестественным – у сил добра попросить процветания и защиты, а силы зла - как следует задобрить подарками.
У славян сказочным деревом всегда считался дуб. И именно на дуб вешали подарки для добрых и злых духов. Помните, у А. С. Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…». Дуб – это могучее дерево, символ огромной жизненной силы, долголетия, священное дерево бога Перуна. Дуб давал людям энергию и защиту. Первый хлеб пекли из дубовых желудей, растирая их в муку.

Петр 1 внес свои изменения и в традиции празднования Нового года. Он повелел по западному образцу украшать дома и ворота еловыми и сосновыми лапами. Традиция прижилась быстро, т.к. именно ёлки и сосны зимой оставались зелеными, радовали глаз, и наряжать их понравилось всем детям и взрослым.
В старину ёлку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами, красными рябиновыми гроздьями и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно - примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда, на смену которой потом пришла красная, пятиконечная.

31 декабря, последний день уходящего года, отмечался славянами как Щедрец. В этот день хорошо бы навестить своих родных. Щедрец славен щедро накрытым праздничным столом. Перед пиром было принято повеселить народ песенками – «щедровками». Состав ряженых был такой же, как и на Коляде.

Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!»:

За сеньми, сеньми там за новыми
Щедрый вечер, добрый вечер,
Стоит светлица новорубленая,
У той светлицы четыре оконца:
В первом оконце — да ясное солнце,
В другом оконце — да ясный месяц,
В третьем оконце — да темная туча.
Ясное солнце — то женка его,
Ясный месяц — то сам хозяин,
Что мелки звезды — то детки его,
Что темная туча — то жито его.
А с коренечка — коренистое,
А с соломинки — стебелистое,
А с колосочка — колосистое.
А дай же, Боже, пану хозяину
Ой, жить-быть, пиво варить,
Пиво варить, сыновей женить,
Дочек замуж отдавать.
Щедрый вечер, добрый вечер!

Главным символом процветания и щедрости на праздничном столе славян был запеченный румяный поросенок, поскольку «свинина» означает «плодородие», от санкритского – «рождать».

1 января отмечается День Морока (Мороза), который в древние времена ходил по деревням и насылал крепчайшие морозы. Со временем, дедушка стал добрым и щедрым, заботиться о детишках, раздаривая подарки.

С 1 по 6 января славянами отмечались Велесовы Дни или Ворожные Вечера. Это была вторая часть 12-дневных колядок, и она была посвящена домашним животным – потому и связана с именем Велеса, покровителя скота и пастухов. По традиции в это время ряженые отправлялись ходить по домам и колядовать. Колядовать любят и дети, и взрослые. Очень хорошо, если соберется для этого дружная компания. Традиционно колядующие рядились в костюмы зверей – медведя, быка, козы, в вывернутые мехом наружу тулупы и маски – чтобы нечистая сила их не узнала.
Колядующих благодарят, угощают, дают с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масла, мясо, порою немного денег.

Ребятишки получают в награду копейки и пряники – “козульки” – фигурки коней, коровок, оленей, овечек, птиц.

Безусловно, главным праздником зимушки – зимы является Рождество, которое отмечается с 6 на 7 января, по православному календарю. Любопытно, что как раз 6 января, в Турицы Зимние заканчиваются Велесовы Дни, закрываются врата Нави, нечистая сила отправляется домой, и на земле воцаряется порядок.

В обрядовой стороне рождественских мистерий важное место занимает так называемый вертеп, который историографы считают ни много ни мало – предтечей театра.
Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа. Принято считать, что с этого кукольного рождественского представления и начинается история кукольного театра на Руси.

Традиционно вертеп представлял собой двухуровневый ящик, иногда выглядящий как макет дома или церкви с крестом на крыше, с отсутствующей передней стенкой – на втором его этаже разыгрывались библейские сюжеты, а на первом – мирские сценки и житейские анекдоты. Вертепы переносились из дома в дом, с площади на площадь, и там, перед честным народом, разыгрывались представления.
В настоящее время более всего известны статичные вертепы.
В русской традиции вертепы были небольшими, легкими, удобнопереносимыми ящичками. Их размеры зависели от размеров самих кукол. А вертепные фигурки не должны были быть меньше указательного пальца


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Татьяна Лаптиёва
Татьяна Лаптиёва
Автор
342 дн. назад
/// Scroll to comments or other