Судебные процессы над животными в средние века | Colors.life
41

Судебные процессы над животными в средние века

В наши дни вряд ли кто может представить, что в средние века люди считали животных разумными и равными себе. Следовательно, и птички и зверюшки, если совершали какой-либо проступок, также как человек, должны нести наказания согласно букве закона.
Это не было свойственно для России, в которой во все времена находились люди, способные избежать суда, а что уж говорить о животных. А вот в европейских странах судебные процессы над братьями нашими меньшими были обычным делом. Вот некоторые интересные факты, рассказывающие о средневековых судах над животными. Причем такие абсурдные, на мой взгляд, суды проводились вплоть до 18 века. И это в просвещенной Европе!
Ладно, если судили животных, которых всегда считали умными, но ведь часто приговоры выносили насекомым, птицам и змеям. Процедура велась по всей форме, с судьями, присяжными, обвинителями и защитниками. А перед этим, конечно, проводилось следствие, с допросами, пытками, очными ставками и следственными экспериментами. В случае необходимости, если животное признавалось опасным для окружающих, его помещали в тюрьму. Причем на содержание выделялось столько же денег, сколько и на заключенного человека.
Как и в наши дни, все дела делились на гражданские и уголовные.
Гражданские процессы были довольно гуманными, нарушителей пытались вразумить пламенной речью, признавая право животных жить на Земле там, где им захочется, но, в то же время, прося их не наносить вред людям. Если провинившиеся животные не внемлют уговорам и вновь будут гадить людям, то будут прокляты. Естественно, животные продолжали жить своей жизнью там, где привыкли и как привыкли, поэтому люди обращались в суд. Судьи были мягкими и не спешили выносить приговор, а уж как старались защитники!
Так, в 15 веке в Швейцарии шел процесс над личинками майских жуков, обглодавших сады и леса. Защитник стал убеждать суд, что личинки - божьи твари, бывшие на Ноевом ковчеге, поэтому их нельзя строго судить. Судьи призадумались, а действительно ли жуки были с Ноем? Спор шел 2 года, за это время майскими жуками деревья были погублены до конца. Ну не глупость ли? В итоге судья постановил переселить жуков в другую местность, был разработан документ, удостоверяющий право жуков пользоваться этим участком. Людям это также не понравилось, поскольку они привыкли ходить по этим землям. Снова был суд, в результате по участку разрешили ходить, только осторожно, дабы не потревожить хозяев, то бишь майских жуков.
В те же годы, в той же упомянутой нами Швейцарии, в городке Кура, размножились черви. Жители пожаловались на них в суд, и червям было приказано явиться на слушание дела. Куда они, конечно, не пришли. Тогда со всеми формальностями прошел суд, где было признано право червей на жизнь, однако, дабы они не вредили посевам, их нужно переселить в отдаленную от жилья людей местность. Приговор-то был вынесен, но как его исполняли - вот вопрос.
Но не только Швейцария отличалась судами над животными. В 1480 году во Франции расплодились полчища крыс и мышей, которые очень докучали людям. На грызунов подали в суд, защитником был назначен адвокат Бартолми-Шасоне. Он прославился на всю страну, после того как выиграл суд.
Сначала он пояснил суду, что его подзащитные не явились на заседание, поскольку не знали о вызове в суд. Ведь они живут по всей стране, в глубоких норах, поэтому многие не слышали о заведенном на них деле. Суд постановил пройтись по всем городам и деревням и громко сообщить крысам о том, что они обязаны явиться к судье. Но, понятное дело, грызуны снова проигнорировали это требование. Бартоломи-Шасоне снова умудрился оправдать своих подзащитных. Он сказал, что крысы и мыши все знали и уже вышли из норок, но на пути их подстерегали голодные лисы, кошки и совы. Это на них лежит вина в том, что несчастные грызуны не пришли на заседание и их снова обвиняют в неуважении к суду. И вообще, разве можно обвинять всех мышей и крыс сразу? А может, среди них есть невиновные, которые никогда не вредили людям, поэтому нужно доказывать вину каждого отдельного грызуна. Судья долго думал и был вынужден признать, что это невозможно. Процесс был прекращен.

В другие годы и в других странах адвокаты, беря пример с французского Бартоломи-Шасоне, также пытались защитить крыс, которых по всей Европе было множество, но безрезультатно. Самое большее, чего они добивались, так это выселение грызунов на другие земли, причем судья выдавал зверям охранную грамоту, дабы их не сожрали по дороге хищники.
В основном все гражданские процессы над животными заканчивались одним приговором: переселить негодников в другие места. Так в 1713 году в бразильском монастыре термиты подточили деревянные сваи, прогрызли ларь и стащили всю муку. Приговор о переселении жучков был, а толку нет.
А вот с уголовными делами против животных все не так просто и гуманно. Самый распространенный приговор в этих случаях - смертная казнь через повешение или сжигание на костре. Вот несколько примеров "проступков" несчастных животных во Франции:
в 12 веке казнен молодой поросенок, который во время игры с хозяйским ребенком нанес последнему травму;
в 1313 году повешен бык, боднувший человека (казнь была на том же месте, где бык совершил преступление);
в 1389 году казнили лошадь, убившую седока;
в 18 веке домашнюю хрюшку повесили за то, что она сожрала своих новорожденных поросят (а может, виноват хозяин, что не кормил ее).
В 1457 году в Савиньи свиноматка с поросятами задавили мальчика, за это свинью повесили за задние ноги, а поросят отпустили, поскольку суд не смог доказать их вину.
В 1474 году в швейцарском городе Базеле прошел абсурдный суд над петухом, которого заподозрили в связях с Дьяволом. А все оттого что хозяину показалось, якобы его петух снес яйцо. По решению суда несчастную птицу и злополучное яйцо сожгли.
В 15 веке в швейцарском Цюрихе состоялся суд над жеребцом, которого хозяин обвинял в диком нраве и лени. Приговор - убийство дубиной.
В 1756 году в Германии одного бычка обвинили в том, что он спровоцировал падеж скота. В итоге несчастного живым закопали в землю. Очень гуманно!
Эти примеры казней - капля в море приговоров средневековым животным.
Суды иной раз выносили и другие решения, например, животных отлучали от церкви. Подобное происходило не раз с насекомыми, докучавшими церковникам.
Но не всегда животные вызывались в суд в качестве обвиняемых, часто они были и свидетелями.

Например, грабители зачастую лезли в дом, когда были уверены, что там нет хозяев. Но как доказать, что у тебя что-то украли? Если у человека в доме в этот момент была кошка или собака, то он приносил их в суд в качестве свидетелей преступления. Однако животным и в этот раз могло не повезти. Судья запросто мог обвинить их в неоказании помощи, поскольку они видели воров, но не пытались кричать или предотвратить преступление. За такое предательство животных сначала зверски пытали, чтобы несчастные громко визжали (по мнению судей, крик - признание вины), а потом казнили.
Иногда казнь была, так сказать, с пользой: когда провинившуюся домашнюю скотину казнили, а мясо шло суду.
Казнь всегда, как и у людей, была публичной, зачастую она проводилась на городской площади, а исполнял ее палач. Животное часто наряжали в человеческую одежду и тащили под крики праздных зрителей к месту казни.
В современном обществе до такого абсурда дело не доходит, но все же иной раз суды над животными проходят.
Так, в 1986 году в Перу состоялся суд над домашними попугаями, которые обвинялись в использовании ненормативной лексики. Казалось бы, нужно наказать хозяйку, но та свалила всю вину на своих питомцев, сказав, что она купила их такими матершинниками. Суд приговорил попугаев к перевоспитанию в местном зоопарке.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Ната
Ната
338 дн. назад
/// Scroll to comments or other