Художник зимы Guram Dolendjashvili | Colors.life
224

Художник зимы - Guram Dolendjashvili

Познакомившись с творчеством выдающегося современного художника-графика Гурама Доленджашвили, уроженца Кутаиси, невольно возникает желание самому взять в руки карандаш и попробовать изобразить подобие картины-оригинала. «Мэтр графики», мастер карандашного рисунка, «маэстро карандаша», так его называют критики, у нас просто нет слов!
А когда слов нет – так они и не нужны.
Какие тут могут быть слова – если вот вам карандаш, вот бумага, это у каждого есть, и… такое человек делает?! В рамках темы выставки много не уместишь, но тем, кому интересно, мы можем посоветовать зайти на сайт художника и увидеть множество картин, в которых завораживает всё, начиная от мелких деталей, света, теней, снега, осязаемого и ощущаемого глазами. Луна светит с картин прямо в глаза, а красота природы не отпускает до самого конца знакомства, невольно на некоторое время сюрреализм остается на заднем плане.
Художник родился в г Кутаиси 9 марта 1943 года в Имеретии (западной Грузии), в 1968 году окончил факультет графики Тбилисской государственной Академии художеств, учился в мастерской профессора Ладо Григолия и на сегодняшний день является заслуженным художником республики и почетным академиком Российской академии художеств.
Искусство Гурама Доленджашвили – уникально. Он пишет на бумаге огромного формата почти не видными глазу штрихами графитного карандаша. Его техника называется тонально-живописной (в отличие от линейно-штриховой, которой пользуется большинство графиков).
Прежде всего – удивляешься этому мастерству, этой ювелирной, сверх-ювелирной работе. Дотошному зрителю, а также тем, кто хочет в полной мере восхититься необычайным художником, рекомендуем изучить на его сайте страничку, посвященную картине «Вид на Кутаиси», где приведена картина целиком, а потом – отдельные фрагменты, и каждый фрагмент вблизи – каждый фрагмент! – поражает своей тончайшей работой… Также в закладке по картине «Русское поле», выложено много фрагментов картины, являющиеся маленькими шедеврами.
Его называют «художником зимы», с таким восхищением и мастерством он передает эффекты рыхлого снега, пронизанного светом или плотного промерзшего, отражающего лучи. Серия рисунков «Лунные ночи Имеретии», «Лунная соната» – пронизаны сиянием, отраженным в облаках и на снегу. Светотень доведена до фантастики, до ощущения, что лунный свет с картины – слепит глаза. Ценителей графического искусства приводит в изумление композиция и пропорция в его пейзажах: необъятное небо, невероятный полет облаков, захватывающий дух величественный небесный свет...

И еще поражает диапазон, охваченный гением: от необъятного неба, громадных пейзажей, создающие впечатление «закруглённости земли» – до крошечных пор снега в сугробе, до шерстинки на коровке, до прожилки на листике кукурузы… Пространство Красоты существует в его картинах одновременно – и зрителя бросает из макромира в микромир, да так, что буквально останавливается дыхание. От глубины небес – до повозки имеретинского крестьянина, до мельчайших трещинок на глиняном кувшине, заусениц на деревянном заборе. От потрясающе реального снега на ветках – опять в небо непередаваемой высоты, к Луне, в космос...

Все, что Гурам изображает на листе бумаги, можно было бы назвать фантастическим реализмом. Туман, лунный свет, облака, снежные сугробы, лесные заросли или самые простые предметы сельского быта превращаются под его рукой в особую поэтическую субстанцию. Но как бы мы ни растворялись в его таинственных пейзажах, не стоит забывать, что перед нами не земля и небо вообще, а весьма конкретная и любимая художником страна – Имеретия, Западная Грузия. (Вильям Мейланд)

По сути, картины Г. Доленджашвили – живопись, но живопись особого рода, которую можно отнести к так называемой «культуре серых (тонов)». Обычно серое мыслится, как результат смешения черного и белого; в этическом плане «серым» называют кого-то, кто лишен таланта и индивидуальности. Но в реальности (и это зафиксировано в теоретической концепции «культуры серых») серый цвет, будучи самым нюансоемким, создает художественное пространство самого тонкого, изысканного эмоционального и цветового чувствования, где цвета не доминируют, а мягко перетекают один в другой.

Одна картина создается месяцы каждодневным многочасовым аскетическим трудом; карандаш выполняет десятки тысяч коротких параллельных штрихов, свободно петляющих беспрерывных линий, всё это время Мастер не позволяет руке «упасть», грубо прикоснуться к бумаге, особенно это касается заключительного процесса лессировки, выполняемого нежнейшим прикосновением карандаша. (Раиса Нестеренко, искусствовед – эксперт).

Гурам Доленджашвили – заслуженный художник республики, почётный академик Российской академии художеств, лауреат многих международных конкурсов. Его работы есть в коллекциях ведущих музеев мира, как в России, так и за рубежом. Его работы находятся в Третьяковской галерее, в Государственном музее им. А.С. Пушкина, в других музеях России и многих музеях мира. И, конечно, картины Гурама есть на родине: в Тбилисском государственном музее искусств и Тбилисской национальной картинной галерее, в Государственном историческом музее (г. Кутаиси), в Кутаисской картинной галерее.


Теги
#искусство #биография
Вам будет интересно
Ольга Зотова, Надежда Оранж
Реклама
Комментарии (0)
Tata - Arold
Tata - Arold
Автор
342 дн. назад
/// Scroll to comments or other