Домик петра I | Colors.life
89

ДОМИК ПЕТРА I

Домик Петра I — на Петропавловской набережной Невы, около Троицкой площади – уникальный историко-архитектурный памятник, единственное деревянное жилое строение, дошедшее до нас от первых лет существования города.
Место для строительства было выбрано в тылу Петропавловской крепости так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты — водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости.

Из рукописи, опубликованной журналом "Русский архив" за 1863 год:
" 24 мая на острове, который ныне именуется Санкт-Петербургским, царь приказал рубить лес и заложить дворец. Александр Данилович Меншиков говорил царю, что в Канецкой слободе остались после пожара многие дома, сделанные из брусового леса, - так не прикажет ли царь перевезти их и употребить на построение дворца? Царь отвечал, что он приказал рубить лес на именно этом месте и построить дворец из здешнего леса для того, чтобы в будущем знали, в какой пустоте был этот остров."

25 мая царь приказал вырубить лес и разровнять место около дворца - вверх и вниз по берегу Невы, чтобы поставить шатры и навесы для своих приближённых.
26 мая дворца строение работой окончилось, и около него поставлены были два больших шатра из шёлковой богатой материи персидской работы, а полы устланы коврами. Поставили и другие шатры... "

Почти одновременно с началом сооружения Санкт-Петербургской крепости на соседнем с ней Березовом острове солдаты-плотники всего за три дня – с 24 по 26 мая 1703 г. – срубили из сосновых обтёсанных брёвен небольшой деревянный домик площадью 60 м² для кратковременного пребывания в нём царя, укрытия от непогоды и отдыха в летнее время.

Уже на второй день после завершения постройки Пётр I с ближайшими соратниками и свитой «посетил дворец и изволил в нём кушать», – писал очевидец. Так 28 мая 1703 г. шумным пиром и пушечной пальбой со всех шести раскатов строящейся Санкт-Петербургской крепости было отпраздновано возвращение России её новгородских земель.

Не случайно современники называли Домик дворцом, а в документах 1720-х годов и позднее писали «Первоначальный дворец Е. И. В.» (Его Императорского Величества). «Красные хоромы Е. И. В.», «старые красные хоромцы, что у двора Романа Вилимовича Брюса в роще»… Тогда само слово «красный» означало «красивый».

И действительно, Домик по внешнему виду был красив и уже издали привлекал внимание.
Его стены снаружи были раскрашены красной масляной краской под крупный кирпич. Окна переливались радужным светом «лунного» стекла. Сверху они закрывались ставнями густо-вишнёвого цвета, подвешенными на кованых, позднее вызолоченных петлях. Высокую крышу покрывали деревянные дощечки (гонт), имитирующие черепицу. Возможно, вначале и кровля была красной, а впоследствии дощечки заменили другими, и сейчас они серовато-зелёные. Конёк кровли украшала деревянная модель мортиры, а на углах «пылали» ярко раскрашенными багровыми языками пламени деревянные ядра. Рядом с Домиком был высокий флагшток, на котором во время пребывания Петра развевался желтый царский штандарт с чёрным двуглавым орлом, держащим в клюве и лапах карты трёх русских морей.

Такое новое и необычное представление о внешнем облике Домика стало возможно благодаря неизвестным ранее архивным документам и проведённым в соответствии с ними реставрационными работами 1971-1976 гг.
В ходе реставрационных работ , проводившихся по проекту арх. А.Э Гессена, внутри здания был расчищен так называемый "травный" орнамент на наличниках окон и дверей, исполненный масляными красками. На черном фоне переплетаются цветы и травы - розы, шиповник, мята перечная, васильки, гвоздики...

Входная дверь вела в сени, которые разделяли две светлицы или горницы: направо был кабинет, налево – столовая, а за ней спальня.
Необычны для традиционного русского деревянного зодчества большие трехстворчатые окна со свинцовыми переплетами, а также шестигранная рубка бревен и планировка Домика. Все внутренние двери Домика - корабельные, некогда они были сняты со шведских кораблей, плененных Петром I.
На дверях сохранились остатки живописи.
В кабинете находилась изразцовая печь. В комнатах воссоздана обстановка петровского времени. Стены помещений обиты парусиной. Окна застеклены "лунным" стеклом, изготовленным в наше время по технологии начала XVIII века.

Петр позаботился о сохранении Первоначального дворца. В 1723 году для укрытия от непогоды вокруг Домика возвели "футляр" - открытую каменную галерею с крышей (арх. Д.Трезини).
В 1822 году проемы галереи остеклили. В 1846 году по проекту архитектора Р.И.Кузьмина был сооружен новый, более просторный, каменный футляр с большими окнами. В 1889 году здание расширили с севера и юга.

В домике отсутствовали печи и дымоходы, в которых не было необходимости, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года. Крышу украшала деревянная резная мортира, а по краям конька были установлены «бомбы с пылающим пламенем».
Эти утраченные элементы указывали на то, что царь был одновременно командиром почётной роты бомбардиров Преображенского полка.

С постройкой на Адмиралтейском острове первого Зимнего дворца (1711) и Летнего (1712) Домик перестал быть царским жильём, обветшал и утратил свой нарядный вид, исчезли и мортира с ядрами.
Он стоял заброшенным вплоть до 1731 года.

В 1721 г. окончилась тяжёлая, длительная Северная война, и Пётр I стал больше заботиться о своём любимом Парадизе. К тому времени Берёзовый, или Городской, остров застроился, а в его юго-восточной части сформировался центр молодой Северной столицы – Троицкая площадь.
Домик, с которого началась застройка острова, стал своеобразной достопримечательностью, обрёл значение историко-архитектурного памятника. К тоже и сам Пётр стал больше проявлять заботы о дорогих его сердцу вещах и предметах. По его личному указанию и Домик был впервые капитально отремонтирован, заново покрашен и как памятник взят под постоянный надзор.
В 1731 году когда вокруг него поставили каменную галерею.
Однако она оказалась в деле защиты малоэффективной, что с особенной силой показало наводнение 10 (21) сентября 1777.
Тогда Екатерина II велела «оградить домик каменным чехлом на прочном фундаменте с крышей, покрытой кровельным железом», что и было сделано в 1784 году.
В 1844 году «футляр» был полностью разобран и заменён по проекту архитектора Р. И. Кузьмина новым — из шестнадцати столбов с арками без штукатурки.
В этом виде домик дошёл до наших дней.


Во второй половине XIX века со стороны Невы был разбит сад. . По особо знаменательным случаям члены императорской фамилии сажали в нем дубы специальной серебряной лопатой, которая сохранялась в Домике до революции 1917 года. Некоторые из этих деревьев живы и до сих пор.

Фотоальбом "Виды Ст.Петербурга"
Издание фототипии П.И.Бабкина
Спб, 1895

Долгое время в Домике хранилась бесценная реликвия - икона Спаса Нерукотворного Образа, принадлежавшая Петру I. Для поклонения Образу в 1742 году по желанию Елизаветы Петровны в Домике Петра была устроена Часовня в честь иконы Спаса Нерукотворного Образа.

Для регулирования нескончаемого потока посетителей окно в спальне было превращено в дверь, и паломники, таким образом, входили в Часовню (бывшую столовую) из сеней и выходили через дверь в спальне.
Сейчас эта икона находится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга.

В 1871 году на средства жертвователей участок с Домиком Петра I был обнесен "чугунной решеткой с позолотой деталей".
В 1874 году по решению городской Думы участок был увеличен и в 1875 году огражден чугунной решеткой, аналогичной первой - внутренней.

Тогда же был разбит миниатюрный сад с бронзовым бюстом Петра I в центре (Н.-Ф.Жилле - П.П.Забелло, с оригинала Б.К.Растрелли).Заметим, что одно плечо у бронзового Петра имеет вид корабельного носа, а другое представляет собой плачущего льва.

Бронзовый бюст Петра I (скульптор П. Забелло)

В декабре 1929 года Часовню упразднили; ограда внешнего сада была демонтирована, а с внутренней ограды были сбиты символы императорской власти.

Домик сохранился практически в первоначальном виде. Незначительные изменения, внесённые в период до Октябрьской революции, когда домик использовали как часовню, были устранены в ходе последующих реставраций.

В 1930 году домику присвоили статус историко-мемориального музея. В настоящее время в нем экспонируются мемориальные вещи Петра Великого: мундирное платье красного сукна; курительная трубка из самшита с агатовыми вставками (подарок А.Д.Меншикова); трость восточной работы, обтянутая кожей морского ската, с ручкой, украшенной позолотой по черному лаку; отливка руки Петра с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе (1707 г.), лодка-верейка, построенная самим Петром и служившая ему для переправы через Неву. У стола стоит кресло грушевого дерева, которое, по преданию, изготовил Петр I.
В кабинете, столовой и спальне Домика представлены подлинные вещи, принадлежавшие Петру I, а также предметы быта начала XVIII века, материалы о событиях Северной войны 1700—1721, основании Петербурга, а также материалы о строительстве и реставрации самого памятника.

Во время Великой Отечественной войны Домик Петра I был закрыт. Его окна и двери заколотили листами фанеры, зашили досками и, чтобы максимально замаскировать, закрасили серой масляной краской. За сохранением музея следили дежурные. Уже в сентябре 1944 года Домик первым среди всех музеев Ленинграда открылся для посетителей.

В послевоенные годы проведены реставрационные работы. Проведён капитальный ремонт «футляра», в ходе которого расчищены кирпичные стены, застеклены дверные и оконные проёмы, покрашены стены и потолки внутри, мраморной пол столовой, постеленный в годы существования часовни, заменён деревянным. Стены и потолки самого домика затянули новым холстом. Также отреставрировали решётку вокруг домика.

В 1958 году в «футляре» устроили отопление, что сделало возможным круглогодичное посещение музея.

Интересные факты

* В качестве элемента экспозиции использовано зеркало. В петровские времена зеркала осуждались церковью и не использовались в жилых домах.
* На гранитной набережной устроен спуск к Неве, с обеих сторон установлены фигурки мифологических львиноподобных существ ши-цза, привезённых в 1907 году из города Гирина в Манчжурии.
* При входе слева висит бронзовая табличка с указанием роста царя — 2 метра 4 сантиметра.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Lidiya Trunkina(Plesovskich)
Lidiya Trunkina(Plesovskich)
Автор
353 дн. назад
/// Scroll to comments or other