Фэншуй китайских императоров репортаж из Музея Востока | Colors.life
438

Фэншуй китайских императоров (репортаж из Музея Востока)

Сейчас китайская наука фэншуй очень популярна. Китайские магазинчики переполнены дешевыми и невнятными сувенирами-талисманами. Но у каждого из них на самом деле – богатая история и роскошные «предки». Некоторые оригиналы хранятся Музее Востока в Москве.

Редакция благодарит Музей Востока в Москве и Татьяну Зайцеву за помощь в подготовке материала.
Фото: предоставлено Музеем Востока и М. Мамонова.

Ваза в кантонском стиле

Мы встретились с заведующей отделом искусства народов Дальнего Востока Ларисой Ивановной Кузьменко, которая показала нам богатейшую экспозицию музей в зале Китай и подробно рассказала о представленных в ней вещах.

Свадебные диски на деревянной подставке

Территория Уюта: Лариса Ивановна, расскажите, пожалуйста, какие вещи использовали китайские императоры в своих интерьерах?
Лариса Ивановна: Кстати, не все эти вещи принадлежали императорам. Часть из них было предназначено для экспорта в Европу. А вообще, в интерьерах традиционно использовалось много нефрита – к нему было особое отношение. Это священный камень. Даже при погребении человеку клали нефритовые диски – на грудь и под спину. Диски символизируют небо (круг). Позже такие круги помещали на деревянные подставки. Они были популярны вплоть до XX века и напоминали о священных предметах. В Китае вообще было благоговейное отношение к камню. Оно сохраняется и по сей день.
Т.У.: Да, здесь на стендах очень красивые вазы, выточенные из цельного куска розового кварца – аместиста, нефрита. Сохранены все природные тонкие цветовые переливы.

Излюбленные символы: рыба и жаба

Л.И.: Часто в кабинете ученого можно было заметить нефритовые и керамические фигурки. Обычно они исполняли несколько функций. Это и объект любования – самостоятельное художественное произведение. А также и подставка для кистей. А мелкие предметы мяли руках мастера каллиграфии. Вот эта треногая маленькая лягушечка выполнена из малахита, а глазки у нее коралловые – то есть и здесь использовались полудрагоценные камни. У лягушки, если перевернуть статуэтку, потрясающее пузико – светлые естественные переходы цвета на камне. Она живет, согласно легенде, на Луне. Остальные лягушки на листе – прессы для бумаги.

Жаба на голове святого

Л.И.: Это святой с вытянутыми мочками ушей, с жабой на голове (3 в. до н.э.-3 в н.э. – династия Хань). На его голове - трехлапая жаба. Однажды изображение этой скульптуры попросили для эмблемы телекомпании ВИД. Вероятно, этот святой - Хоусянь (даосский святой). Жаба была его спутником, он ее водил на веревочке, а затем посадил на голову.

Ваза с крышкой – традиционный элемент интерьера

Л.И.: Эта огромная напольная ваза – экспортный образец конца XVIII века. Была предназначена для европейского интерьера. На крышке вазы – собака Фо. Обычно их двое: самец и самка с щенком и с шаром. Сейчас часто ставят такую пару перед банками – например, в современном Шанхае. Перед зданием, кстати, построенном обычно по всем канонам фэншуй! А ведь это огромное высотное здание, поставленное на самом краю скалы. Его окутывают облака, но оно четко ориентировано по сторонам света. И в середине его спроектировано круглое отверстие. Согласно фэншуй, «драконы ходят пить в заливу» через это отверстие.

Фениксы – излюбленный символ в фэншуй

Л.И.: Сначала в нашей экспозиции был всего один Феникс. А потом в свое время позвонили от Сергея Образцова (создателя московского кукольного театра). Мы встретились, и он предложил скульптуры двух птиц. И одна з них оказалась пара нашему Фениксу! Это просто чудо какое-то произошло. А вообще, такие парные Фениксы обычно такие стояли в императорских дворцах. Тогда очень ценилась симметрия, парность.

Костяной веер

Л.И.: Это костяной веер, очень тонкая работа – узор вырезан на каждой пластинке. У нас был совместный проект с историком моды Александром Васильевым – он также предложил свою коллекцию вееров, а еще взяли в Останкино.

Статуи богини милосердия Гуаньинь

Л.И.: Эта статуя - деревянная, хотя выглядит как бронза. Пропорции ее искажены, но в целом она весьма гармонична.

Знаменитый «китайский секрет» - фарфор

Л.И.: У нас есть стенд с фарфоровыми тарелками периода династии Мин (самое начало XV века). Их часто изготовляли целыми партиями для вывоза в Европу. От этих тарелок с голубым декором пошел и дельфтский фарфор, и традиционный дизайн декора печек-голландок - кобальт.

Зимние домики для сверчков

Л.И.: В Китае были популярны сверчковые бои. Некоторые проигрывали на таких боях целые состояния! И если сверчок становился чемпионом – то его холили и лелеяли. Обычно они жили в клеточках, но на зиму их помещали в тыкву и переносили в специальных футлярчиках. Обратите внимание: рельеф на тыкве образовывался естественно во время роста. На тыкву надевался специальный футляр с рисунком из необожженной керамики. И пока тыква росла, образовывался рельеф. Но никто не мог предсказать конечный результат – ведь из многих десятков получалось лишь несколько тыковок с четким рисунком.

Декоративное украшение, вырезанное из цельной кости
Желтые императорские одежды

Л.И.: Желтый – сакральный цвет. Только император мог носить желтые одежды. Он был посредником (медиатором) между небом и землей. Только он мог молиться небу об урожае в храме Неба. Дракон спускался с небес на землю, а император был между небом и землей. Сам император носил одежды чисто желтого цвета. Остальные члены семьи и прямые наследники использовал его оттенки – абрикосовый желтый, апельсиновый желтый и многие другие. Люди низшего сословия не могли даже посуду или предметы интерьера желтого цвета иметь.

Коробки в кантонском стиле

Л.И.: Для производства таких вещей использовался сок лакового дерева. Его отстаивали полгода. Обычно лак имел красный цвет, но если помешать сок металлическим предметом, то он становился черным. Затем его наносили на изделие слой за слоем, много-много раз, тщательно просушивая каждый. Потом в этой толще слоев вырезались узоры и мотив.

"Волшебная палочка" Жуи

Сейчас этот символ – Жуи – очень распространен в сувенирных магазинчиках фэншуй. Конечно, современные версии изготовлены просто (в отличие от музейного экспоната, на создание которого ушло несколько месяцев).

Л.И.: Это Жуи – изогнутый стебель, который заканчивается шляпкой гриба. И это не простой гриб, а гриб долголетия! Он входил как компонент в состав эликсира бессмертия. Даосы находили его высоко в горах.

Звездные старцы

Звездные старцы очень популярны в фэншуй. Это – одни из самых благоприятных символов.

Л.И.: А это три старца, они прибыли с Созвездия большой Медведицы: Фу-Син, Шоу-Син, Лу-син. Лу-син изображался с оленем (Лу – означает «олень»).

Хоттей

И, конечно же, излюбленный и всем знакомый символ – Хоттей.

Аквариум для карпов

Л.И.: Это – керамический аквариум для карпов XVI века. Тогда стеклянных еще не было. На внешней стенке здесь изображены утки-мандаринки, а клеймо видно прямо вверху на внутренней стенке.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Территория уюта
Территория уюта
546 дн. назад
/// Scroll to comments or other