Без заголовка | Colors.life
6

Без заголовка

Почему мы оскорбляем друг друга?

Мы сталкиваемся с оскорблениями постоянно.
Обсуждение любой злободневной статьи в интернете неизбежно скатывается к переходу на личности.
Откуда берется желание выплеснуть свою агрессию на другого?

Мнение четырех мыслителей.

Аристотель: Потому что агрессия делает нас сильнее"
В своем труде "Риторика" (IV век до н.э.) Аристотель утверждает: обрушивая на других свой гнев, мы испытываем чувство превосходства: "С гневом всегда бывает связано некоторое удовольствие, вследствие надежды наказать, так как приятно думать, что достигнешь того, к чему стремишься. Никто не стремится к тому, что ему представляется невозможным, и гневающийся человек стремится к тому, что для него возможно..."
Аристотель обращает внимание на то, что к такому способу самоутвердиться прибегают люди неуверенные, внутренне сомневающиеся в своем положении: "Чувство удовольствия у людей, наносящих оскорбление, является потому, что они, оскорбляя других, в своем представлении от этого еще более возвышаются над ними.
Поэтому-то люди молодые и люди богатые легко наносят оскорбления:
им представляется, что, нанося оскорбления, они достигают тем большего превосходства".

Артур Шопенгауэр: "Чтобы удовлетворить свое тщеславие".
Оскорбляя другого, мы тем самым признаемся в своей неспособности подействовать на него другими средствами.
Немецкий философ Шопенгауэр даже предлагал использовать этот способ для победы в споре: "Когда замечаешь, что перед тобою более сильный противник, придирайся к нему при первом удобном случае, будь с ним груб и двуличен". Поскольку прямое оскорбление часто оказывается последним средством "выбить" противника из седла, к нему прибегают как к способы выйти из дискуссии с наименьшими потерями для самооценки.
"Удовлетворение тщеславия возникает главным образом из сравнения самого себя во всех отношениях с другими, в особенности же по отношению духовных сил. Это действительно в сильной мере замечается во время спора. Отсюда понятно озлобление побежденного, хотя бы к нему и не отнеслись несправедливо; вот отчего он хватается за последние средства, за эту последнюю уловку, которой нельзя избежать при помощи простой вежливости".

Сенека : "Из-за нашей незрелости"
Оскорбление становится возможным, потому что мы сами решаем оскорбиться, считал римский философ Сенека. "Всякий, кто принимает оскорбления близко к сердцу, выказывает полное отсутствие проницательности и уверенности в себе. Он без колебания решает, что к нему выразили презрение, и чувствует болезненный укол, но это происходит от своего рода низости души, унижающейся и склоняющейся перед другими".
Лучший способ избежать этого – стать самодостаточным, свободным от мнения общества. Мудрец, согласно Сенеке, – это прежде всего внутренне свободный человек. "Мудреца же нельзя унизить: ибо он знает свое величие и убежден, что никто не смеет позволить себе такую вольность по отношению к нему; ему не приходится побеждать то, что я бы даже не назвал душевной невзгодой, но скорее досадным раздражением: он просто нечувствителен к этому".


Уильям Ирвин "Так мы боремся за место в обществе"
Эволюция подарила нам более развитый мозг, но наши инстинкты в целом остались на уровне наших предков. По крайней мере, так считает современный американский философ Уильям Ирвин, автор книги
"Пощечина: почему оскорбления задевают нас" .
Наше поведение в своей основе подчиняется тем же законам, что и поведение животных: чтобы чувствовать себя защищенными, мы стремимся оставаться в группе.
Ирвин считает, что в основе оскорбления лежит древний механизм борьбы за выживание: тот, кто оскорбляет, понижает статус жертвы, стремится исключить ее из группы.
В свою очередь, он демонстрирует другим свою силу, тем самым повышая собственный статус.
В самом деле, как еще можно объяснить некоторые выходки наших политиков?


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Бояхчян Светлана
Бояхчян Светлана
363 дн. назад
/// Scroll to comments or other