С наступающим Новым Годом,.. или Новолетием? | Colors.life
3918

С наступающим Новым Годом,.. или Новолетием?

Новый Год один из самых традиционных и весёлых праздников, овеянный самыми светлыми воспоминаниями из детства Его с упоением ждут все дети, и предвкушают это событие взрослые. Он ассоциируется у нас с еловым запахом, подарками, застольем в кругу семьи или среди близких людей, и прочей праздничной суетой.
Мы встречаем Новый Год с новыми надеждами и чаяниями, ждём от него новых радостей, верим, что он будет лучше во всех отношениях.
Новый Год мы традиционно встречаем в ночь с 31 декабря на 1 января с шумным и обширным застольем с самыми близкими нам людьми с неизменной новогодней ёлкой. Но так было не всегда. Откуда пошла традиция отмечать встречу нового года?

Отмечать Новый год люди стали с незапамятных времен.

Русь, приняв от Византии православную веру, переняла и юлианский календарь. Но дату начала года долгое время сберегала ещё более древнюю, дохристианскую – с 1 марта. На Руси его испокон веков праздновали в начале земледельческих работ — 1 марта, в день весеннего равноденствия. В этот день день равен ночи (так как наши месяцы сегодня смещены на 20 дней, они не соответствуют космическому времени, то теперь это 21 марта). Это было логично — солнце, закончив старый круг, шло на новый. Вот вам и Новый год — НОВОЛЕТИЕ! Весной оживала матушка-природа, птицы, прилетая с дальних стран, оглашали свой прилет новыми песнями. Сходил снег, зима (символ смерти) уступала свои права весне — символу жизни и плодородия.

Таким образом, начало года у древних славян, приходилось на праздник Комоедицы, в день весеннего солнцестояния. Это был праздник встречи весны, и одновременно наступления Нового года, то есть наступления нового сезона земледелия. Этот праздник еще связан с почитанием медвежьего божества, называемого ком. А именно медведя славяне считали царём леса. "Комы" одни из основных символов праздника. Поэтому праздник и называется в их честь. Ведь именно медведи символ прихода весны. Все же знают, что всю зиму медведи спят, а весной просыпаются. И первый блин по пословице (Первый блин комом) как раз и предназначался медведям в качестве подношения и уважения к правителю лесов. Тем самым славяне зазывали приход весны. Иногда такие блины для медведей так и называли - комы (обрядовые хлебцы, сделанные из овса, гороха и ячменя). Пекли их самые старшие женщины в Роду, а затем относили в лес для Медведя.

Много позднее, в XVI веке церковники, взамен запрещенной ими Комоедицы, учредили новый церковный праздник, перенесенный почти на месяц ближе к началу года, и назвали "сырная седмица" (или "мясопустная седмица", т.к. в эту неделю церковь запрещала людям есть мясо).
А русские люди стали называть этот новый церковный праздник Масленицей, т.к. в эту неделю перед Великим постом церковники разрешали есть сливочное масло, творог и сыр.
В былые времена праздником Комоедица люди после долгой надоевшей Зимы встречали Весну и славянский Новый год, а также взбадривались перед началом земледельческих работ, которые начинались сразу после праздника. В заключение празднования Комоедицы весело сжигали чучело Марены (Зимы).

Новый год или Новолетие?

По некоторым данным, Новолетие отмечалось в так называемые Святочные вечера, длившиеся 12 дней. Начинались праздники со дня зимнего солнцестояния (21-22 декабря), когда считали, что Солнце – старик Световит умирает, и вместе с ним уходит старый год; и рождается новое солнце-младенец Коляда, а вместе с ним приходит год новый. Считалось, что в ночь, когда солнце старое умирает, а новое еще не успело родиться, по земле бродит всякая нечисть. Люди собирались в эту ночь всем родом, считалось, что так можно противостоять темным силам. Горе было тому человеку, который оставался один. Чтоб помочь солнцу-Коляде скорей родиться, наши предки разводили святочный огонь, в котором сжигали старые ненужные вещи.

Известна древнеславянская народная традиция проводов старого года. Вечером накануне Семёнова дня люди гасили старый огонь, а поутру разжигали новый, который называли живым огнём.

25 декабря — Солнцеворот, день зимнего солнцестояния (католическое Рождество) — многие народы мира отмечали как Рождение Солнца. В этом тоже есть логика. Дело в том, что 21 декабря солнце, продолжая двигаться на юг, находится в наименьшей своей точке восхода и его не видно 22, 23, 24 декабря. В эти дни солнце наиболее отдалено от земли. И лишь 25 декабря солнце поднимается на 1 градус, меняя свое направление на северное, увеличивая световой день. Символически это выглядело как смерть солнца и его воскресение. Вот вам и Рождество.

История изменений дат празднования Нового Года

В Х веке, после Крещения Руси, Новый год стал праздноваться 1 марта, в день прихода весны, и назывался «Первый день в году».

Также март считался первым месяцем в году у многих народов мира, в том числе и у древних римлян. Но вот в 46 году до н.э. римский император Юлий Цезарь ввел новый календарь, в честь его названный юлианским, и перенес начало года на 1 января. Этой моде последовали многие европейские народы.

На Руси первые эксперименты с календарем начались еще в 1348 году. Церковь стала настаивать на сентябре. Но только в 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского церковного Собора: считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября. Было велено в этот день платить дань, пошлины, различные оброки и тому подобное, а для того чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости.

В лето 7208 от С.М.З.Х. император Петр I, любитель всего иностранного, отменил русский Дар Коляды (календарь) на всей территории Руси. Сегодняшний образ Петра — императора-реформатора, человека, сумевшего предвосхитить западноевропейский стиль жизни для Руси, создан отличным пиаром. Перестройка шла большая, да так, что только «щепки» летели.

Почему Новое Лето, а не год

При дворе Петра Первого на русском языке почти не разговаривали, потому что он считался языком простого народа. В основном всё общение шло на немецком и голландском языках. Так вот, слово «Год» (God) на этих языках означает «Бог». Т.е. своим указом Пётр заставил подданных поздравлять друг друга с Новым Богом, в день его обрезания. Эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают 1 января поздравлять друг друга с Новым обрезанным Богом, а не с Новолетием, как это было раньше.

Вспомним: древние своды о прошедших событиях назывались Летописями, а не Годописями. Мы до сих пор спрашиваем друг друга: «сколько тебе лет», а не «сколько тебе годов». У староверов и поныне летоисчисление ведётся от осеннего равноденствия (22-23 сентября). В отличие от 1-го января, эта дата хоть как-то привязана к астрономическим событиям.

Первый день во году

Историки говорят, что в 46 г. до нашей эры, император древнего Рима – Гай Юлий Цезарь, провел так называемую календарную реформу, и постановил отмечать начало года первого января. Эта дата была связана с почитанием одного из римских божеств — Януса, бога всевозможных начинаний. Янус считался двуликим, одно из его лиц обращено к будущему, а другое – к прошлому.

В Россию традиция 1 января отмечать Новый год была привнесена намного позже. В 1699г. Петр I, приверженец европейских обычаев, издал приказ о переносе празднования Нового года на первое число января, а летоисчисление вести от Рождества Христова. Петр I лично запустил первый фейерверк, все дома, по его нововведению, должны были быть украшены еловыми ветвями. Обычай наряжать елку появился позже, был позаимствован из Германии. Елка как вечнозеленое растение считалась символом неугасающей жизни. В день празднования Нового года Петр I устраивал угощения для простых людей.

Праздник по времени пришелся на древнеславянские святки, сопровождался пышным празднованием, и поэтому был радостно принят жителями Руси.

В настоящее время, для большинства европейских стран Новый год наступает именно 1 января.

Старый Новый Год
Но всё равно Россия отмечала Новый Год на 11 дней позже, чем в католических странах, где действовал уже более точный григорианский календарь, введённый папой Григорием XIII 4 октября 1582 года.

В XVIII веке практически все протестантские государства Европы перешли на григорианский стиль, и Новый Год в России вновь перестал совпадать с западноевропейским.

В России же старый календарь действовал до 1918 года, пока, наконец, декретом Совнаркома в Советской России не был установлен новый стиль, и после 31 января наступило сразу 14 февраля.

Но мы не были последними, кто перешёл на григорианский календарь, Сербия и Румыния сделали это в 1919 году, Греция -- в 1924, Турция -- в 1927, Египет -- в 1928 году.

Даты в Русской православной церкви (а также Иерусалимской, Сербской и Афона) до сих пор считаются по старому стилю, и по нему Новый Год наступает в ночь с 13 на 14 января. Но в следующем, XXII веке, Старый Новый Год будет наступать уже в ночь с 14 на 15 января.

Надо сказать, что Старый Новый Год отмечается не только в России и бывших республиках СССР, но ещё и в Сербии, Черногории, Македонии и Швейцарии.

Дед Мороз, и его семья

Многие считают, что Санта Клауса и Дед Мороз – родственные персонажи. Но это не так. Прототипом Санта Клауса был реальный человек, святой Николай. Дед Мороз же – скорее языческий дух или божество. Прообразами Деда Мороза, согласно разным источникам, являлись древнеславянские божества: Позвизд (бог ветров), Карачун (бог смерти), Зимник. Все эти персонажи довольно суровы.

Карачун - Бог Русских морозов, и студеной зимы.
Недаром месяц декабрь носит древнее имя Студень. Понятно, что Студень обозначает студеный и холодный месяц. Не зря в народе говорят: «такой мороз, что нос на улицу не покажешь, собаку не выгонишь». Карачун не только является покровителем этого месяца, но он всячески помогает и людям, родившемся в это время. Бог Карачун является подземным Богом. Медведь-шатун и волки – постоянные спутники Корочуна. Медведи сопровождали его в виде снежных ураганов и буранов, а стаи волков – в виде леденящих метелей. Карачун был причастен к падежу домашнего скота. 23 студеня (декабря) один из самых коротких и самых холодных зимних дней. Ночи перестают укорачиваться и наступает самое темное, самое непроглядное время суток. Это и есть наиболее любимое время Карачуна. Бог Карачун очень грозен и неумолим, не зря до сих пор существует древнее присловье «задать карачуна», означающее зверски убить, замучить. Однако, после 23 декабря-студеня нас ждут радостные дни солнечных Богов: солнце поворачивает на лето.

Родственность с Морозом можно отождествлять через смерть/зиму, но нет никаких мифологических свидетельств о связи Карачуна и Мороза. Более того, образ Мороза более разносторонний, более функциональный.

Позвизд (Посвист, Похвист) – дух холодного, свирепого ветра, сын Стрибога.
Свирепый бог ветров, бурь и непогод или бог северного зимнего ветра. С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Позвизду тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег. Стремительно носясь по небесам, сопровождаемый свитою бурь и ураганов, он распространял вокруг шум и свист, и ничто... не могло устоять перед его стремительностью и натиском! Позвизд имел вид свирепый, волосы и бороду всклокоченные, крылатые распахнутые одеяния. Жил он где-то на вершинах высоких и далеких гор.

Зимник - зимний бог жестокой стужи. Он был очень похож на Деда Мороза, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где идет Зимник - там жди жестокую стужу и студеный мороз. Его образом вероятно может служить и Мороз (Студенец, Трескун, Морозко) – дух холода, широко распространенный в восточнославянском фольклоре. Наиболее известный образ этого духа упоминается в народной сказке "Морозко" и поэме Н. Некрасова "Мороз, Красный Нос".

Прямым предком первого Деда Мороза можно считать Велеса. Помимо всего, что нам известно о Велесе (или не известно), он еще представлял культ мертвых, предков, душ умерших. А Велесовы Дни были с 1 по 6 января. Прям чётко в наши новогодние праздники =). В это веселое время проводится большая масса обрядов, в том числе и ряженье. Вспоминаем про Калядование. Ряженые представляли духов умерших, одевали маски и одежду навыворот, таким образом открывая связь с потусторонним миром. В каждом доме хозяева угощали ряженых, как бы благодаря этим предков за их заботу о живущих и «задабривая» их заранее. В веселой компании колядующих всегда имелся «старшой» - Дед. Дед не мог разговаривать и олицетворял самого древнего и грозного духа. Причем в ХVI — XVII к живым дедушкам обращались «дядко» / «дедко». Слово «Дед» обозначало предка и несло сакральный смысл.

На родственность Велеса и Мороза указывает, прежде всего, сама мифология: по ряду источников Мороз - сын Велеса и Мары/ Бури Яги/Дивы. Таким образом, возникает связь Велес – Мороз – Дед Мороз.

У деда Мороза есть жена- матушка Зимушка. У Мороза и Зимушки существует три дочери: Вьюга, Стужа и Метелица. Вьюга и Стужа – девушки суровые и характер у них сильный, а вот Метелица – мягкая и нежная. Как-то раз, повстречала милая Метелица дорогого парня - Снеговика и полюбили они друг друга. Вот у них-то и родилась дочка Снегурочка, а Морозу - внучка. Внучка получилась очень толковая, во всех делах деду помогает, потому и знают все вокруг деда Мороза и внучку его Снегурочку!

Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, ежели помните). Он в компании Солнца и Ветра разгуливал по земле и насмерть морозил встретившихся на пути мужиков.

Традиционный облик Деда Мороза, дошедший до наших дней, – старик с седыми волосами и бородой, в длинной красной, синей или белой шубе, в шапке, шитой серебром и жемчугом, с варежками и поясом и обязательно в валенках.

Да, конечно Древнее зимнее божество, оно же настоящий Русский Дед Мороз абсолютно не похож на сегодняшнего Дедушку Мороза с мешком подарков, который он разносит вместе со своей внучкой - Снегурочкой. И нашим предкам и в голову бы не пришло ждать от него подарков. Жители древней Руси, что бы пережить настоящую суровую русскую зиму с её опасными жестокими морозами и снежными метелями, сами задабривали злого бога Деда Мороза щедрыми подарками и хлебосольными подношениями, лишь бы откупиться от подступающей хвори, зимних холодов и голодного недорода. Пекли для русского Деда Мороза настоящий праздничный пирог и с опаской относили его подальше в глубину леса, считали, что так можно хоть немного умилостивить злого Деда Мороза и смягчить лютые морозы.

Дед Мороз – это - владыка вод во всех их проявлениях (снег, иней, лед, пар, вода); - владыка ночи и ее атрибутов - звездного неба, луны, полярного сияния, мрака; - владыка серебра (символа луны, лунного света, магии, сакрального знания); - владыка мира предков и Дед, то есть прапредок.

Откуда появилась традиция наряжать елку?

Традиция наряжать елку пришла к нам из Германии. А появилась она задолго до возникновения христианства. Древние германские племена наделяли природу божественными силами. Они верили в существование лесных духов. Также считалось, что на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. И особенно сильными эти духи становятся в длинные и темные зимние ночи. Поэтому, чтобы умилостивить лесных существ и попросить у них помощи, люди старались их задобрить. Ели, на которых якобы обитали духи, украшали плодами и различными лакомствами, жрецы произносили особые заговоры и совершали обряды. У некоторых племен ель была символом жизни, благотворных сил природы, так что обычаи эти были призваны обеспечить людям здоровье и процветание.

Хотя Петр I повелел праздновать Новый год и ставить перед воротами украшения из еловых, сосновых и можжевеловых ветвей еще в 1700 г., по-настоящему обычай украшать домашнюю ель повсеместно распространился только в конце 1830-х годов. Первым рождественскую ель приказал украсить царь Николай I, а затем и вся знать последовала его примеру. В те времена в моду вошла немецкая романтическая литература, и это поспособствовало распространению традиции. Любопытно, что в это же время швейцарские и немецкие кондитеры в Петербурге стали предлагать своим клиентам готовые деревца, украшенные сладостями.

Однако в обычных домах традиция устанавливать праздничные елки прижилась только с середины XIX столетия. В 1927 году, при советской власти, началась антирелигиозная пропаганда, и Новогоднюю елку запретили. Популярным стал лозунг: "Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов". В 1935 году было обнародовано решение ЦК ВЛКС устраивать для детей новогодние елки. В том же году, по указу Иосифа Сталина, была впервые проведена Новогодняя Кремлевская Елка.


Вам будет интересно
Калугина Наталья, Наталия Фомина, Надежда Веретина
Реклама
Комментарии (0)
Сергей Макиенко
Сергей Макиенко
372 дн. назад
/// Scroll to comments or other