Умер Эльдар Рязанов.Источник: Сергей Ивановриа «Новости» | Colors.life
24

Умер Эльдар Рязанов.Источник: Сергей Иванов/РИА «Новости»

В московской больнице в возрасте 88 лет скончался советский и российский режиссер Эльдар Рязанов. Эльдар Рязанов 21 ноября был госпитализирован в больницу. До этого он уже проходил лечение в октябре и сентябре. В августе ему была сделана профилактическая чистка сосудов. Рязанов снял такие фильмы, как «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и др.

В ночь на 30 ноября в одной из московских больниц на 89-м году жизни скончался кинорежиссер, народный артист СССР Эльдар Рязанов. Причиной смерти стала легочная и сердечная недостаточность. О дате прощания и похорон пока неизвестно.
В течение последнего года Рязанов чувствовал себя неважно. 21 ноября режиссера госпитализировали из-за одышки, его состояние врачи оценивали как тяжелое, а в воскресенье, 29 ноября, Рязанов был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. В ночь на понедельник Рязанов скончался от острой легочной и сердечной недостаточности.
В детстве мечтавший о морских плаваниях Рязанов свой путь в кино начал тоже с путешествий.
Он много ездил по стране. Первыми работами начинающего режиссера — выпускника вгиковской мастерской Григория Козинцева — были документальные картины «Недалеко от Краснодара», «Дорога имени Октября» и «Остров Сахалин». Так продолжалось до тех пор, пока Эльдар Александрович не принял участие в постановке «Весенних голосов» — первого советского фильма-ревю, вышедшего на широкий экран. Эта картина 1955 года и по сей день может поразить неподготовленного зрителя визионерским азартом молодого постановщика. И нет ничего удивительного в том, что вскоре за Рязанова взялся руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев, едва ли не силой уговоривший Эльдара Александровича заняться кинокомедией.
Первой работой в этом направлении стала «Карнавальная ночь» — моментально разлетевшийся на цитаты шедевр, сделавший звезд из Людмилы Гурченко и Юрия Белова, подаривший песни, которые и по сей день звучат в Новый год.
Дальнейшая творческая судьба Рязанова известна всякому жителю России, который уже окончил среднюю школу.
«Почему у людей не должен сохраняться интерес к смешному? Мне он не кажется старомодным — все зависит от того, как это сделано. К тому же из любого водевиля можно сделать мюзикл», — спрашивал Рязанов в одном интервью, и вопрос этот был в принципе риторическим.
Но для самого режиссера он был, что называется, наболевшим. Почти каждый свой фильм Рязанову приходилось пробивать, доказывая чиновникам и партийным руководителям, что иногда надо и просто смеяться.

Уже «Карнавальная ночь» еще до выхода удостоилась критического разгрома и едва не была остановлена. Лег на полку «Человек ниоткуда» — свое мнение об этой картине всесильный идеолог Михаил Суслов составил исключительно по афише, что не помешало ему обрушиться на фильм в речи на очередном съезде КПСС.

Игорь Ильинский в роли Кутузова едва не стал причиной запрета и «Гусарской баллады» — комик в роли фельдмаршала показался неуместными чиновникам от культуры.

Так все шло и дальше: Рязанов снимал, боролся за свои идеи, проталкивал их на экран. Фильмы его неизменно становились лидерами проката, а цитаты из них немедленно уходили в народ.

Выбрать лучший фильм Эльдара Рязанова практически невозможно — и не только вообще из его фильмографии, в которой более 30 картин за почти 60 лет в кино. Даже сравнивать вроде близкие по сюжету ленты уже сложно. Какая из новогодних картин лучше — «Карнавальная ночь» или «Ирония судьбы»? Где злее сатира — в «Берегись автомобиля» или «Гараже»? А любовь — что выбрать, «Служебный роман» или «Жестокий романс»?

Рязанов в лучших своих фильмах вывел в герои простого советского человека — не соцреалистического героя, а врача, инженера, страховщика.

Показал, что, несмотря на побеждающий с лютой скоростью социализм, жителями Союза движут все те же чувства, что и сто лет до этого. Неудивительно в этом контексте, что одним из его лучших фильмов стала экранизация «Бесприданницы» Островского. «Жестокий романс» снят настолько вдохновенно, что при просмотре до сегодняшнего дня легко забыть про первоисточник.

Эльдар Александрович начинал с чисто голливудских жанров. В новогоднем телеэфире несколько лет назад регулярно конкурировали «Ирония судьбы» и «В джазе только девушки», хотя реальным конкурентом американской классики должна быть «Карнавальная ночь» с ее эксцентрической подвижностью, яркими красками и бойкими музыкальными номерами. Американский ремейк «Берегись автомобиля» также легко представить, разве что непонятно, кем можно заменить великого Смоктуновского.

Рязанов, став классиком советского кино, говорил универсальным языком — не зря одним из его последних фильмов стал фантазийный байопик Ганса Христиана Андерсена. Врачевание пороков и ран современников Рязанов, так же как и датский сказочник, осуществлял через грустные сказки, оставляющие чуть печальное, но все же светлое чувство.

Эльдар Рязанов в своем загородном доме, 1988
Эльдар Рязанов в детстве
Эльдар Рязанов на съемках фильма «Приключение итальянцев в России», 1973 год
Эльдар Рязанов в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 год
Эльдар Рязанов в подмосковном Доме творчества писателей «Малеевка», 1978 год
Эльдар Рязанов на съемках фильма «Ирония судьбы, или С легким паром», 1975 год
Эльдар Рязанов на отдыхе, 1985 год
Эльдар Рязанов на съемках фильма «Вокзал для двоих»
Эльдар Рязанов за рабочим столом на даче, 1978 год
Геннадий Хазанов и Эльдар Рязанов в передаче «Кинопанорама»
Эльдар Рязанов во время пресс-конференции СК РФ «О ситуации вокруг законности избрания нового руководства Союза кинематографистов России», 2009 год
Эльдар Рязанов, 2012 год

Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Елена Пряхина
Елена Пряхина
Автор
373 дн. назад
/// Scroll to comments or other