Дизайн для Лермонтова, или 12 примет русского ампира | Colors.life
80

Дизайн для Лермонтова, или 12 примет русского ампира

Если бы мы жили в эпоху Михаила Юрьевича и были состоятельными дворянами, то наш модный интерьер выглядел бы так...

Барский дом и церковь Марии Египетской в Государственном Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы»

...Заказчица, дама с достатком и хорошим вкусом, хотела выстроить в своей усадьбе новый дом и обставить его по последней моде. Маленький внук, который жил с ней постоянно, был главной причиной особых забот о современном и изящном интерьере: ведь 3-летнему дворянину требовалось идти в ногу со временем и развивать художественный вкус.
Через год дом был готов и хозяева вселились. А еще через несколько мальчик начал писать стихи. Кто знает, может быть, атмосфера интерьеров тоже как-то поспособствовала этому?..
15 октября 2014 года исполнилось ровно 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Мы не будем говорить о его биографии и поэзии, а займемся тем, чего еще никто не делал до нас: поговорим о дизайне его интерьера.
Знаменитый лермонтовский дом в музейном комплексе «Тарханы» — образец русского ампира первой трети XIX века. В его интерьерах мы можем увидеть подлинную обстановку того времени. Именно в барских усадьбах это общеевропейское художественное направление приобрело национальные черты, которые и сформировали особый стиль в искусстве — «русский ампир». Вот основные из них.

Гостиная в барском доме в «Тарханах»

1. Обязательная ансамблевость

Все вещи в парадных комнатах подбирались в едином стиле и очень хорошо сочетались между собой, образуя гармоничный ансамбль. Основу составлял мебельный гарнитур, в который входили диван, кресла и стулья — все в одной цветовой гамме и с одним декоративным мотивом. Это позволяло избежать хаотичности, ведь ампирный декор не только разнообразный, но и весьма реалистичный. Лебеди, сфинксы и кариатиды в одном помещении — это явный перебор. Оттенки стен и мебели часто подбирались в пределах одного цвета. Стилевое единство «синей» гостиной в лермонтовском доме безупречно.

Спальня Арсеньевой Е.А., бабушки М.Ю. Лермонтова, в барском доме в «Тарханах»

2. Округлые формы мебели

Русская мебель в стиле ампир отличалась мягкостью форм, имела гладкие, плавные очертания, поэтому выглядела более пластичной и более «человечной», домашней, по сравнению с каноническими французскими образцами. На фотографии — комод с зеркалом (туалетный стол), принадлежавший матери Лермонтова.

Гостиная в барском доме в «Тарханах»

3. Кресла-«корытца» и «русские ампирные стулья»

Стулья и кресла с деревянными спинками, не имеющими обивки, — еще одна особенность. Природный рисунок дерева служил изысканным украшением и делал интерьер уютным и естественным. В дворянской и купеческой среде были широко распространены так называемые кресла-«корытца» (или «полубочонки») и «русские ампирные стулья» с характерной монолитностью силуэта. Поверхность гладкой спинки украшали также золочеными накладками. Такие стулья черного лакированного дерева можно увидеть в «синей» гостиной возле столика.

Гостиная в барском доме в «Тарханах»

4. Русские ковры

На пол любили стелить ковры — и восточные, и отечественного производства. Классические русские ковры имели особый рисунок: красные или розовые розы в обрамлении зеленых листьев на черном фоне. Очень контрастно! Иногда контраст смягчался — за счет изменения фона на коричневый, серый или кремовый и добавления в композицию других, более мелких, цветов. Кроме роз в качестве основного мотива использовались также крупные изображения маков и тюльпанов. Несколько комнат в Тарханах, как видите, застелены именно такими коврами.

Парадная зала в барском доме в «Тарханах»

5. Люстра-обруч

Первое время ампирные люстры в России были стилевым продолжением древнерусских светильников-паникадил. Их конструкция представляла собой обруч, к которому прикреплялись «перья» с подсвечниками. Позднее композиция усложнялась, форма менялась, в оформлении появлялись характерные античные орнаменты и фигуры. Этот путь — от простой формы к сложной — подвесной светильник прошел и в Европе. В большой зале усадебного дома висит ценный экземпляр — люстра переходного периода, с хорошо различимым обручем в основе.

6. Мебель красного дерева

Столовая в барском доме в «Тарханах»
Спальня Арсеньевой Е.А., бабушки М.Ю. Лермонтова, в барском доме в «Тарханах»
Кабинет Арсеньевой Е.А., бабушки М.Ю. Лермонтова, в барском доме в «Тарханах»

Обилие красного дерева — визитная карточка русского ампира. Это странно, ведь все оно было привозным и стоило дорого. Но подобные сложности не пугали ценителей прекрасного — наоборот. Мебель, фанерованная экзотическими породами либо даже изготовленная из их массива, стояла в комнатах русской знати повсеместно. В доме Лермонтова мы можем видеть бюро, секретеры, буфеты, книжные шкафы и другую мебель красного дерева почти во всех помещениях.

Парадная зала в барском доме в «Тарханах»

7. Карельская береза

А это — полная противоположность красному дереву. Золотисто-желтая, с мраморной текстурой и стопроцентно отечественная. Не все об этом знают, но именно русские мастера открыли миру дизайна материал под названием «карельская береза». Благодаря необычной красоте и уникальным свойствам — податливости в отделке при высоком уровне плотности — эта древесина заняла прочное место в практике изготовления мебели и предметов для интерьера.

Парадная зала в барском доме в «Тарханах»

8. Резьба

Гарнитур из карельской березы, представленный в самой большой парадной зале, украшен богатой резьбой. Резьбу по дереву у нас любили издавна, и когда в Россию пришел имперский стиль, он быстро подпал под ее влияние. Особо популярным мотивом были лебеди — этот образ оказался созвучен русской культурной традиции.

Классная комната М.Ю. Лермонтова в барском доме в «Тарханах»

9. Синтез разных эпох

Если для парадных помещений «чистый» ампир был обязателен, то в жилых комнатах допускались отклонения от канона. Устаревшую морально мебель, которая могла еще служить верой и правдой, в барских домах не выбрасывали, а ставили вместе с новой, создавая подчас интересные и естественные сочетания. Например, в классной комнате маленького Миши рядом с характерными бюро и книжным шкафом красного дерева мирно соседствует небольшой стол ренессансных форм, попавший сюда из прошлой эпохи — то ли прямо из Голландии, то ли сделанный местными мастерами.

Комната М.Ю. Лермонтова в барском доме в «Тарханах»

10. Иконы

Долго интеллигенция не отказывалась от старых обычаев, и никакие веяния моды не могли изменить вековой порядок вещей. Речь идет о традиции вешать или ставить иконы в красном углу. Повсеместно (но не окончательно) традиция исчезла лишь после Революции 1917 года и насильственного внедрения атеизма. А до этого — сохранялась не только в крестьянском быту, но и в среде самых передовых и состоятельных представителей общества. В спальнях и других жилых комнатах наличие икон было обязательным, в парадных комнатах (гостиных) — альтернативным. В сельских дворянских домах обычай сохранялся дольше по сравнению с городскими. Бабушка Лермонтова была женщиной набожной, поэтому в доме есть еще и специальная «молельная» комната, так называемая «образная» — помещение, характерное для планировки боярских теремов в Древней Руси.

Образная комната в барском доме в «Тарханах»
Чайная комната в барском доме в «Тарханах»

11. Чайная комната

Чайная комната в барском доме в «Тарханах»
Совмещала функции гостиной и столовой, но все-таки имела свое собственное предназначение: поить хозяев и гостей ароматным чаем с баранками и создавать благоприятную атмосферу для долгих разговоров о жизни и вечных вопросах бытия. Чаевничать в провинции любили до такой степени, что выделяли для этого отдельную комнату или террасу. Полноправным господином тут всегда был самовар, и власть его признавали самые что ни на есть роскошные изыски: картины в золоченых рамах и высокохудожественные ампирные бра — «стенники».

12. «Русская резьба» по хрусталю

Кабинет М.Ю. Лермонтова в барском доме в «Тарханах»
Спальня Арсеньевой Е.А., бабушки М.Ю. Лермонтова, в барском доме в «Тарханах»

На письменном столе в кабинете поэта и в спальне бабушки на столешнице секретера стоят подсвечники с хрустальным туловом. Это тоже примета времени. С начала XIX века Россия переживает небывалый подъем в области декоративной обработки стекла. В результате совместных творческих поисков художники и мастера выработали новый оригинальный стиль резьбы по хрусталю. В Европе его так и назвали: «русская резьба».
Особо удачной разработкой оказался орнамент, который имитировал огранку драгоценных камней. В своем наиболее красивом и богатом варианте он выглядел так

Рисунок резьбы по хрусталю «русский камень»

Крупные гладкие участки, имеющие форму восьмиугольника, — «алмазы» — располагались в шахматном порядке и обрамлялись четырьмя гнездами более мелких «камней». Этот вид резьбы делал поверхность особенно красивой: сверкающей, радужной, похожей на алмазы. Орнамент был универсальным, подходил для предметов любой формы. Геометрические грани ложились на тулово изделия поясами, могли иметь открытую и закрытую композицию, входить в состав оформления как элемент, выделять отдельные части или подчеркивать общую форму. В историю художественного оформления стекла рисунок вошел под названием «русский камень» или «русские камни». Хрустальные вазы, графины и другие изделия, обработанные таким образом, были узнаваемы во всем мире, высоко ценились даже в Англии — на родине хрусталя, — а сам орнамент стал впоследствии применяться и зарубежными мастерами-стеклоделами.

Вот такой он, дизайн интерьера для поэтов с мировым именем. Классически выстроенный, модный для своего времени и по-домашнему задушевный. И как бы ни были идеальны правила стиля — даже такого грандиозного как ампир, — каждый человек всегда найдет способ перестроить их под себя. В этом и заключен главный секрет обаяния русского «усадебного» ампира и настоящего дизайна вообще: в первую очередь он создается для человека и лишь потом — для какой-нибудь великой идеи.


Теги
#история #дом
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Мария Кудрявцева
Мария Кудрявцева
Автор
367 дн. назад
/// Scroll to comments or other