Мейсен | Colors.life
222

Мейсен

Мейсен — история развития немецкой фарфоровой мануфактуры, открытия Фридриха Бёттгера

Мейсен марка немецкого фарфора. Название созвучно с саксонским городом Майсен, где впервые в Европе стал производиться твёрдый фарфор. Зимой — 23 января 1710 г. издан указ о создании фарфоровой мануфактуры Meissen, принадлежавшей Польскому Королю и Курфюрсту Саксонскому, 6 июня 1710 года в крепости Альбрехтсбург была создана первая мануфактура, которую возглавил Иоганн Фридрих Беттгер (1682 — 1719 гг.). До 1731 года мануфактура была под управлением комиссий Короля в городе Дрезден.


Жизнь и открытия Фридриха Беттгера:

В начале XVIII века замок стал местом заточения алхимика Фридриха Беттгера, работавшего над созданием «философского камня». Дело в том, что курфюрст Фридрих Август Сильный надеялся таким образом пополнить свою оскудевшую казну. Конечно, рецепт философского камня не был найден, но Фридрих Беттгер нашёл куда большую ценность…

Король Август Сильный общается с Иоганном Фридрихом Бёттгером и его помощниками на производстве, обсуждая новое керамическое изделие.

В 1708 году в Дрездене вместе с Вальтером фон Чирнхаузом (1651—1708), который владел стекольными заводами и занимался изготовлением линз, Беттгер первый учёный в Европе, который определил состав коричневой керамики, или «красного фарфора», также называемого яшмовым фарфором. В январе 1708 года ему удалось изготовить образец белого фарфора с прозрачным черепком на краях.

Китайская керамика всегда ценилась своей редкостью и цена на фарфор была запредельной, а за распространение информации о его производстве можно было поплатиться жизнью. Полученный мейсенский фарфор своими свойствами очень напоминал китайский, который тоже имел в своём составе каолин и полевой шпат.

Открытие Фридрихом Беттгером смеси твёрдого фарфора уже через два года повлекло за собой начало производства первой в Европе фарфоровой мануфактуры. С самого начала производства крепость Альбрехтсбург хранила производственные тайны в строжайшем секрете, где практически в полной изоляции от мира, жили все сотрудники фирмы Мейсен. Гениальный алхимик стал директором мануфактуры, но ни радости, ни известности ему это не принесло. До самой смерти он был самым охраняемым лицом и, фактически, узником курфюрста Фридриха Августа Сильного.

Порядки замка Альбрехтсбург:

Идеальным местом для секретного производства стал замок Альбрехтсбург (нем. Albrechtsburg) в Майсене, расположенный на высоком берегу Эльбы. Все подвалы и этажи были отданы под фарфор. Администратором был назначен Бёттгер. Производство было объявлено строжайшей тайной. Все поступающие на фарфоровую мануфактуру давали клятву хранить ее секреты. За разглашение полагалась смертная казнь. Люди, которые готовили фарфоровую массу, не знали, как работают печи, а кто занимался обжигом, не имел представления о сырье.

Замок Альбрехтсбург, расположенный в городе Майсен — сердце немецкой фарфоровой мануфактуры с 1710 г.

Три главных составляющих фарфоровой тайны: белая глина (каолин), добавки для плавкости и температура обжига, об этом секрете знало только три человека: сам Бёттгер и два его помощника, за всеми тремя велось круглосуточное наблюдение, если кто-то из них выезжал в Дрезден, слежка усиливалась. И только в 1714 году, после того как мануфактура заработала без перебоев и на рынки Европы стал поступать драгоценный мейсенский фарфор “porcelain” — принося Августу Сильному огромную прибыль, Бёттгера освободили, но следили за ним до последнего дня его жизни. Фридрих Беттгер умер в тридцать семь лет от отравления парами ядовитых веществ, с которыми экспериментировал разработчик.

Керамика:

Все изделия из фарфора относятся к искусству керамики — они состоят из неорганических материалов глины и смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слова — керамика это глина, прошедшая обжиг. Ещё в Древней Греции самая ранняя керамика использовалась в качестве глиняной посуды или её смесей с такими материалами как каолин, кварц, полевой шпат которые определяют состав фарфора в зависимости от его крепости. Всего существует два вида фарфора: твёрды и мягки, но смесей на каждый из двух состояний бесчётное множество!

Керамика-древний вид искусства взявший своё начало с эпохи Палеолита.Глина как основной компонент смеси всех керамических изделий является первым материалом производства к которому прикоснулся человек

Секреты производства фарфора:

Спустя 150 лет работы мануфактуры производство вынужденно расширяться в связи с появлением паровых машин. Для нового оборудования понадобились новые корпуса, в которые и сегодня не так просто попасть. До наших дней процесс смешивания красок – тайна за семью дверями. Известно только, что всё делается вручную по рецепту, которому уже не одна сотня лет. На сегодняшний день при производстве саксонского фарфора используются около десяти тысяч тонов красок.

Расписывают изделия после первого обжига. Художники работают с точностью и осторожностью хирурга, ведь глина, обожжённая один раз, очень хрупкая. В этот момент наносится самый старый логотип в мире, марка с изображением синих шпаг известная с 1722 года. После росписи наносится глазурь, которая закрепится при повторном обжиге. Почитатели фарфора и коллекционеры на протяжении многих лет доверяют качеству, которое олицетворяет фарфор “Meissen”.

Мейсенский фарфор не теряет своей ценности как антиквариат и по сегодняшний день. Многовековое наследие тщательно берегут мастера способные выпускать изделия из фарфора, не уступающие оригиналам. Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически незаметна. Весь мейсенский фарфор это ручная работа. Краски для росписи фарфора смешивают в соответствии со старинным рецептом.

По информации Meissen, при создании фарфора используются около 10 000 оттенков красок. Рецепты красок хранятся в строжайшей тайне. На фарфоровой мануфактуре Meissen производится около 175 000 типов фарфоровых предметов, а 200 000 моделей мейсенского фарфора хранится в собраниях разных периодов. Столовые сервизы, статуэтки и предметы интерьера и по сей день создаются и раскрашиваются вручную во множестве различных стилей работниками мануфактуры.

В наши дни мейсенский фарфор создают восемьсот лучших мастеров по фарфору. Каждый предмет из фарфора производится вручную, с целью гарантии качества на его поверхность наносится марка или клеймо мануфактуры. Особенно дорогие штучные изделия, выпускаемые в единичном экземпляре. Ювелирная работа художников по нанесению и золочению рисунка на один такой предмет требует до пяти недель труда.

Смена владельцев Мейсена по годам:

1735 г. — Премьер-министр Саксонии Генрих Граф фон Брюль, внедрил объемный дизайн в обеденных фарфоровых сервизах — супницы и блюда, где ручки оформлены в виде женских голов, флероны в виде животных;

1814 г. — Главный сборщик налогов Карл Вильгельм фон Оппель;

1817 г. — Эксперт по горному делу Генрих Готтлиб Кюхн, разработал подглазурную краску, зеленую окись хрома, которую тогда же использовал художник-фарфорист Иоганн Самуил Арнгольд для эскиза «Венок зеленых виноградных листьев»;

1827 г. — Генрих Готтлиб Кюхн разработал новую процедуру нанесения позолоты, благодаря которой фарфор, украшенный этим глянцевым покрытием не нуждался в полировке после выхода из обжига;

1831 г. — Саксонская фарфоровая мануфактура уже становится государственной собственностью Королевского Министерства Финансов;

1833 г. — После смерти Оппеля администрация мануфактуры переезжает из Дрездена в “Meissen” и управление бизнесом переходит к местной администрации;

1849 г. — Директором мануфактуры “Meissen” назначен Генрих Готтлиб Кюхн, при котором была произведена важная технологическая модернизация фарфорового производства.

Идеи оформления и художественные стили:

Формы сосудов из фарфора использовались в качестве предметов украшения интерьера отдельно от фарфоровых сервизов — например, чашки с портретами или сувенирные чашки в стиле ампир. Производились имитации популярной в начале XIX века веджвудской керамики сосуды из неглазурованного монохромного бисквитного фарфора с преимущественно белым рельефным декором, украшениями, медальонами с портретом, вазы с широким горлышком.

Образцами для декорирования посуды служили картины старых мастеров или пейзажи и городские портреты художников-современников (например, сервиз Веллингтон). Заново открытое Средневековье благодаря стилю романтизма нашло выражение в неоготических мотивах росписи сосудов, для которых использовались и стеклянные росписи (чашки, десертная посуда, вазы).

В Музее Майсенской мануфактуры каждый период работы отмечен особыми экспонатами. В XVIII веке в Европе были популярны восточные мотивы. Чуть позже появились фигурки ремесленников, торговцев. Интересен «Обезьяний оркестр» — автор Йохан Иоахим Кёндлер. Есть в музее блюда, роспись которых похожа на чеканку и резьбу турецких подносов. Художественная роспись фарфора очень разнообразна, она представляет самые различные направления от барокко до модерна.

Продажа фарфора “Meissen” в разных странах:

Для светской Европы мейсенский фарфор сразу же стал предметом культа. Традиционный круг заказчиков включает в себя богатейшие семьи Европы и России, а в прошлом среди заказчиков мейсеновского фарфора были Екатерина II, графы Строгановы, князья Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Шедевры фарфоровой мануфактуры “Meissen” находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе и в Эрмитаже города Санкт-Петербург.

По некоторым сведениям, в 1770 году в Россию было ввезено 40 % всего экспорта фарфора Meissen. В условиях необычайно высокого спроса на мейсенский фарфор в конце XVIII века были созданы склады мейсенского фарфора. Они находились в Петербурге, Москве, Киеве, Митаве, Полтаве, Ревеле и других городах.

Впервые саксонский фарфор попал в Россию в 1745 году. В качестве свадебного подарка по случаю бракосочетания будущего императора Петра Третьего и Софии Фредерики Августы, будущей императрицы Екатерины Второй, ко двору был доставлен сервиз в тысячу предметов с растительным орнаментом и изображением царского герба и ордена Святого Андрея Первозванного. В 1772 году на Мейсенскую мануфактуру от самой Екатерины Второй поступил заказ на 40 аллегорических фигурок, изображающих различные виды науки и искусства, для оформления кабинета в Ораниенбауме.

После гастролей русской балетной труппы Дягилева в Берлине в 1912 году Пауль Шойрих создаёт фарфоровые статуэтки персонажей из балета «Карнавал». Удивительная пластика вызывала желание купить фарфор Мейсен у многих людей, она навсегда запечатлела одухотворённые моменты постановок Русского балета начала ХХ века.

За кулисами производства:

Два великих наследника Бёттгера: скульптор-модельер Иоганн Иоахим Кендлер и художник Иоганн Грегор Хёральд, перенявший руководство, создали всю реальную славу компании Мейсен. Столовые сервизы, фарфоровые статуэтки, колокола, каминные плитки, краски для росписи — все было придумано двумя людьми. До середины XIX века производство оставалось в Альбрехтсбурге. Потом был выстроен отдельный комплекс, который к нашему времени значительно разросся.

Трёхсотлетие мануфактуры:

В 2010 году Мейсенской мануфактуре исполнилось триста лет. За эти годы многими поколениями специалистов и художников уникального предприятия была проделана колоссальная работа по усовершенствованию технологии производства фарфора и поиску новых направлений в изобразительном искусстве. Проходят годы, меняются вкусы людей, а Мейсенский фарфор всегда занимает достойное место в искусстве керамики.


Теги
#фарфор #мейсен
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Надежда Галикова
Надежда Галикова
379 дн. назад
/// Scroll to comments or other