История хрусталя. | Colors.life
Авторские текст и фото
Мария Деликатная 42

ИСТОРИЯ ХРУСТАЛЯ.

Из истории нам известно что идея создания хрусталя принадлежит англичанам: они первые стали добавлять в шихту окислы свинца, в результате чего стекло приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. Классический хрусталь содержит 24% оксида свинца, но встречаюся изделия с более высоким его содержанием вплоть до 30%. Процент содержания оксида свинца в хрустале влияет на его "вокальные" способности, прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Кроме свинцового хрусталя существует также бариевый хрусталь, при производстве которого вместо свинца в стекло добавляют барий. Также очень широко в мире известен богемский хрусталь. При его изготовлении вместо свинца и бария используется калиево-кальцивое стекло.

В соответствии с Европейским стандартом, стеклянная продукция, содержащая меньше 4% оксида свинца, относится к “стеклу”. Стеклянная продукция с содержанием свинца больше 10% - это “хрустальное стекло”, а стеклянная продукция с содержением свинца свыше 30% называется “хрусталь с высоким содержанием оксида свинца ”.

Как производится цветной хрусталь
Однако, далеко не все знают, что кроме традиционного прозрачного, существует еще необыкновенно красивый и эффектный цветной хрусталь, который получают благодаря добавлению в стекло окисей различных металлов. Они придают хрусталю необычно благородные оттенки красного, фиолетового, синего, зеленого и розового цветов. Каждый цвет получают благодаря использованию определенной добавки. Например, кобальт - это чистые синие тона, кадмий или соединения золота придают изделию красный цвет, кремний - розовый, медь делает его зеленым, а марганец - фиолетовым.

Разные производители путем подбора соотношения добавок добиваются неповторимых фирменных оттенков. Некоторые фабрики в ХVIII - XIX cтолетиях окрашивали свой хрусталь с помощью коллоидного золота и окислов урана. Это были самые дорогие и самые высокохудожественные изделия.

Производство хрусталя - это тяжелый и трудоемкий процесс. Сначала необходимо расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта — это смесь песка, поташа и оксида свинца, присутствие последнего и есть главное отличие хрусталя от простого стекла. Прежде чем приступить к выплавке будущего изделия, мастер с точностью до миллиграмма отмеряет вес каждого ингредиента, затем все перемешивается и отправляется в печь. Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия, а так как расплавленная масса очень быстро остывает, то для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

Будущий цветной хрусталь расплавляют в специальной печи, выдувают из него с помощью трубки нужную форму (чаще шар), снова кладут в печь. У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой. После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг.

Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов. После подобной термической обработки, обычное стекло становится термостойким и прочным. Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка. После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка т.н. "алмазная грань". Процесс нанесения алмазной грани начинается с нанесения разметки, а потом при поможи абразивных кругов наносят саму грань при этом начинают с самого большого абразивного круга и заканчивают самыми маленькими. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода. После нанесения алмазная грань становится матовой, чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают шлифовке и полировке.

Шлифовка - это процесс снятия слоя хрусталя с помощью механических воздействий специальным абразивным инструментом или с приминением абразивных материалов. Шлифованию подвергается прежде всего край изделия и дно (заправка). Рисунок хрустальной грани подвергается финишной полировке, которая может осуществляться как механическим способом с использованием жестких полировальных кругов и мелкодисперсных полировальных паст или химическим способом в смеси плавиковой и серной кислот. При полировке с использованием кислот достигается хорошая "прозрачность" равномерная на всей площади колбы и больший блеск, но при этом изменяется геометрия грани: исчезает плоскосность, закругляются кромки, "замыливается" общий рисунок колбы. По завершению процесса полировки изделие тщательно моют и после этого хрустальные грани, приобретя особый блеск, преломляют свет и создает яркие радужные отблески. В завершение, если это необходимо, на изделие наносят грани, которые должны остаться матовыми.

Хрусталь ручной работы как произведение искусства
Для того чтобы цветной хрусталь раскрылся во всей красоте и засверкал каждой гранью больше подходит естественное освещение, но и при свете обычных ламп, он не останется незамеченным. Хрусталь ручной работы обладает специфическими тактильными и эстетическими свойствами – к нему приятно прикасаться, он будто излучает тепло. Чтобы по-достоинству оценить качество и красоту таких вещей, конечно, недостаточно взглянуть на картинку, но даже в этом случае становится понятно, насколько бережно мастер подходит к производству каждого предмета и насколько изделие одной торговой марки может отличаться от, на первый взгляд похожего, изделия другого производителя.

Наибольшую художественную ценность представляет накладной хрусталь. В таких изделиях на самом деле два слоя хрусталя - цветного и бесцветного. Когда художник во время огранки готового изделия срезает верхний слой накладного хрусталя, получаются прозрачные грани. Это самый дорогой вид стекла потому что, во-первых, он намного сложнее по технологии производства, и во-вторых, его высокохудожественную огранку могут выполнить только профессионалы самого высокого уровня - работа которых превращает каждое из изделий в произведение искусства. С ювелирной точностью только вручную мастер наносит декор - прорезает верхний цветной слой до границы с нижним чистым слоем. Благодаря чему появляется чарующий контраст и магическая игра цвета - уникальное свойство каждого изделия из накладного хрусталя.

Двухслойный хрусталь - одна из вершин стекольного искусства. Каждое изделие из него уникально, величественно, обладает чарующей магией красоты, совершенства и роскоши. Как и полтора века назад, накладной цветной хрусталь - это несколько часов кропотливого, искусного и нелегкого труда высококвалифицированных мастеров. Будь-то бокал, ваза, пепельница, корзинка, доза или графин - все они рождаются путем филигранного соединения слоев прозрачного и цветного хрусталя.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Мария Деликатная
Мария Деликатная
379 дн. назад
/// Scroll to comments or other