«Свобода, озаряющая мир» | Colors.life
190

«Свобода, озаряющая мир»

28 октября 1886 года под пушечные выстрелы, рев сирен и непрекращающиеся фейерверки был открыт самый знаменитый памятник США — статуя Свободы. С этого дня каждый корабль, входящий в порт Нью-Йорка, встречает каменное изваяние женщины с факелом в правой руке, протянутой к небу.

Идея подарить Соединенным Штатам монумент в честь 100-летнего юбилея основания государства и знак дружбы между США и Францией, скрепленной во время Войны за независимость, впервые возникла летом 1865 года на торжественном обеде в доме Эдуарда де Лабулэ возле Версаля. Французский писатель и публицист, как бы между прочим, высказал мнение, что «если памятник будет воздвигнут в Соединенных Штатах, будет естественно, если его построят общими усилиями двух наших народов». Эта идея пришлась по вкусу присутствовавшему на обеде молодому скульптору Фредерику Бартольди.

Фредерик Огюст Бартольди, 1880 год

В ноябре 1875 года был сформирован Франко-американский союз для сбора средств. Французы должны были профинансировать создание скульптуры, а американцы оплатить все расходы по строительству пьедестала. Будущей статуе дали название «Свобода, озаряющая мир».

Кампании по сбору денег проходили по обе стороны Атлантического океана. Во Франции известный композитор Шарль Гуно написал музыку, весной 1878 года была организована благотворительная лотерея. Пожертвования, а также различные увеселительные мероприятия позволили к июлю 1882 года собрать необходимые 2,25 млн франков.

В Америке все проходило намного сложнее. Сформированный в январе 1877 года Комитет по строительству пьедестала столкнулся с огромными трудностями. Международный финансовый кризис 1873 года повлек за собой период длительной экономической стагнации, длившейся на протяжении большей части десятилетия. Необходимая сумма $125 тыс. вскоре удвоилась, но средства практически не поступали. Пресса к проекту отнеслась равнодушно, желающих финансировать строительство «маяка Нью-Йорка» находилось немного. К слову сказать, статуя Свободы была не единственным проектом, испытавшим проблемы с финансированием: строительство памятника Вашингтону также застопорилось на долгие годы.

Сонет «Новый Колосс» Эммы Лазарус, 1883 год

Новая кампания по сбору средств началась в 1882 году. Комитет организовал целый ряд пропагандистских мероприятий, театральных представлений, художественных выставок и боксерских боев. В рамках одного необычного аукциона, на котором писатели продавали свои ранее не опубликованные произведения, поэтессе Эмме Лазарус предложили написать стихи. Сначала она отказалась, мотивировав это тем, что не может сочинять по заказу. Позже ее сонет «Новый Колосс» собрал $21 тыс. долларов и получил первый приз. Спустя годы, пластину с написанными поэтессой строками установили у главного входа к пьедесталу статуи Свободы.

Участие в сборе средств для статуи Свободы принимал Пулитцер

Активное участие в кампании по сбору денег принял владелец и редактор газеты «The New York World» Джозеф Пулитцер. Благодаря проведенной им акции, идея о том, что статуя Свободы — это дар не только жителям Нью-Йорка, но и всем американцам, получила всеобщее признание. В августе 1885 года все средства, необходимые для строительства, были собраны.

5 августа 1885 года во время торжественной церемонии был заложен первый камень в строительство пьедестала, спроектированного американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом. 22 апреля 1886 года постамент был готов принять щедрый дар от народа Франции. В те годы он стал крупнейшей бетонной конструкцией в мире.

Портрет Ричарда Морриса Ханта, Джон Сингер Сарджент, 1895 год

Для создания монумента требовался легкий и одновременно прочный материал, готовый выдержать длительное морское путешествие. Кроме этого он должен был быть водостойким и легко переносить насыщенный солью влажный климат гавани Нью-Йорка. Выбор французского скульптора пал на медь. Сначала Бартольди сделал эскизную модель высотой около 1,25 м. С нее он воспроизвел копию скульптуры высотой 2,85 м. С помощью этого же метода изготовил еще одну модель высотой 11 м. Затем 11-метровую статую разделил на большое количество фрагментов и увеличил еще в четыре раза.

Создание статуи. Студия в Париже, 1875 год

При создании монумента использовались медные листы толщиной 2,57 мм. Плотники изготавливали деревянные формы, в которых, с помощью молота, листам придавали нужную конфигурацию. Больше 300 фрагментов отдельных медных листов сформировали фигуру статуи, которую мы можем видеть сегодня. Внутренний каркас монумента разработал французский инженер, будущий создатель всемирно известной Эйфелевой башни, Гюстав Эйфель.

Студия в Париже: рука и факел монумента (слева), 1876 год; процесс создания головы статуи (справа), 1880 год
Работа над статуей Свободы, 1882 год

В начале 1884 года все части статуи Свободы собрали вместе: она как настоящий колосс возвышалась над крышами домов Парижа. Фредерик Бартольди посвятил монументу 15 лет своей жизни, вложив в него свой талант незаурядного скульптора. «Леди Свобода» стала лучшей работой автора, благодаря которой его имя навеки вписано в историю.

Статуя Свободы над крышами Парижа, 1884 год

Перед отправкой всю статую разобрали на части и упаковали в 214 ящиков. 17 июня 1885 года французский фрегат «Изере» доставил монумент в Нью-Йорк.

Торжественное открытие статуи Свободы в Нью-Йорке, 1886 год

Церемония открытия статуи Свободы состоялась 28 октября 1886 года. Присутствовавший на празднике президент США Гровер Кливленд во время своей торжественной речи произнес: «Мы всегда будем помнить, что Свобода избрала это место своим домом, и алтарь ее никогда не покроет забвение».


Теги
#америка #история #статуясвободы #памятник
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Елена  Варламова
Елена Варламова
Автор
384 дн. назад
/// Scroll to comments or other