Дизайнер Акилле Кастильони | Colors.life
15

Дизайнер Акилле Кастильони

Его называют патриархом промышленного и мебельного дизайна XX столетия. В течение пятидесяти лет он один и в соавторстве с другими дизайнерами создал более 150 объектов, включая лампы, стулья, книжные стеллажи, электрические розетки, фотоаппараты, телефоны, пылесосы и сиденья для автомобилей. Сотворённые им предметы знакомы многим людям, некоторые даже являются частью нашей повседневной жизни, хотя имя этого дизайнера известно не всем. Знакомьтесь - Акилле Кастильони.

Дизайн подразумевает наблюдение

Источником своего вдохновения Акилле Кастильони видел весь мир. Он смотрел на то, что его окружало, как на богатый каталог объектов, которые могут обеспечить дизайнера необходимыми идеями. В его личной коллекции было много повседневных объектов, которые дизайнер находил и собирал в течение всей жизни. Девизом творчества Кастильони стало утверждение: «Дизайн подразумевает наблюдение».

Предметы повседневности не только вдохновляли дизайнера, но и часто служили непосредственно материалом для новых объектов. Например, в 1957 году совместно с Пьером Джакомо был изготовлен вертящийся стул для телефонных разговоров – Sella (Седло).

В его основе велосипедное седло, насаженное на розовый металлический стержень, основанием которого служит чугунная полусфера. Общая высота стула – 71 см., но она способна регулироваться. После этого изобретения к Кастильони приклеили неподходящий ему ярлык дадаиста (франц. «dadaisme», от «dada» – деревянная лошадка; в переносном смысле – «бессвязный детский лепет»).

У Акилле было свое объяснение появлению необычного табурета: «Когда я говорю по телефону, я люблю ходить вокруг него, но в то же время люблю сидеть, но не совсем». Так появилась новая манера использования стула, которую назвали: «сидеть стоя или стоять сидя». Эту линию продолжил стул Mezzadro, разработанный братьями чуть позже.

Первоначально он был сделан из сидения трактора, находящегося в производстве с начала 20 века. По словам дизайнера, возможно, проект Mezzadro является наилучшим примером желания использовать часть уже существующего объекта.

Оба эти произведения свидетельствуют о том, что значительное влияние на итальянский дизайн середины 20 века оказал американский поп-арт, толкавший дизайнеров к избавлению от старых канонов. Сам Кастильони относил стулья Sella и Mezzadro к объектам ready-made, то есть к объектам, созданным из готовых предметов повседневной жизни. Дизайнер не менял их внешний вид, а лишь дал уже привычным вещам новое воплощение.

Используя свой принцип наблюдения, Кастильони заметил, как, забираясь на стул, дети подбирают под себя ноги и подкладывают подушки. В результате в 1970 году он создал стул Primate, у которого помимо небольшого сидения есть еще и подушка, чтобы упираться коленями.

«На Востоке такая поза не означает ничего недостойного и вульгарного. Впрочем, я сознаю, сколь трудно изменить формы поведения, к которым люди давно привыкли», – говорил дизайнер. По его мнению, модель Primate подчеркивает возвращение к эргономике, внимание к природе человеческого тела.

Для своего времени такой дизайн вещей оказался слишком прогрессивным и непонятным. В массовое производство стулья были запущены только в 1983 году фабрикой Zanotta.

Среди вещей, опередивших свое время, был и портативный пылесос Spalter, который можно было носить на плече. Братья Кастильони сотворили его в 1956 году для компании Rem. Революционная модель Spalter легко катилась по полу, а прикрепив ремни, ее можно было повесить на спину.

В дизайне пылесоса Акилле и Пьер Джакомо нашли ту магическую формулу, благодаря которой предмет смотрелся технически впечатляющим, внушающим доверие, он был удобен для потребителя и одновременно легко вписывался в домашнюю среду.

Знаменитый фонарь-удочка

Помимо мебельной сферы, Кастильони очень много работал в области дизайна света, сотрудничая с такими известными производителями, как Arteluce, Flos, Fontana Arte. Светильники, спроектированные для них, принесли ему подлинную славу.

Если до этого момента вам никогда не приходилось видеть или слышать о стульях Sella и Mezzadro, то образ лампы Arco, созданной Аккилле Кастильони совместно с братом, наверняка вам встречался. На это творение Аккилле вдохновил… обычный уличный фонарь. Работая над дизайном данного светильника, Акилле хотел совместить в одном предмете функции торшера и подвесной лампы.

Лампа Arco представляет собой светильник, висящий на длинной дуге, которая крепится к мраморному блоку весом 65 кг. Изогнутая телескопическая штанга лампы регулируется по длине. С помощью регулировки плафона можно задать направление света. По всему миру были проданы тысячи этих ламп. Сегодня такой светильник можно найти в каждом третьем интерьере.

Из-за популярности Arco стало появляться большое количество незаконных копий светильника. За простые и ясные линии лампу полюбили не только почитатели коллекционных дизайнерских предметов, но и кинематографисты: за свою сорокалетнюю историю светильник снялся во многих фильмах. Кроме того, он выставлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Менее популярное изобретение Кастильони (но не менее великолепное) – напольная лампа Luminator, простая, как рисунок ребенка. Главное тело лампы – труба, которую венчает маленькая луковица. Труба опирается на треногу из тонких ножек. Электрический провод идет от основания как хвост. Простота и изящество – в этом весь Кастильони.

Настольную лампу Lampadina, похожую на обычную лампочку Ильича, дизайнер сделал в 1971 году в честь открытия магазина Flos в Турине. Сегодня, когда лампа накаливания доживает последние дни, интерес к этому творению может снова возрасти.

«Начинайте всегда с черты. Простота всегда приведёт вас к нужной цели». Это главное правило, которому Кастильони всю жизнь учил своих студентов. Светильник-удочка Arco – наглядное доказательство того, что сам маэстро всегда неотступно ему следовал.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Елена Кудряшова
Елена Кудряшова
Автор
385 дн. назад
/// Scroll to comments or other