История фарфоровой куклы | Colors.life
417

История фарфоровой куклы

Мы давно не писали о куклах. А тем не менее куклы, особенно фарфоровые, весьма интересная и, несомненно, прекрасная тема. В данной статье речь пойдёт о куклах XIX века. Автор статьи – девушка по имени Лиза, блоггер, она ведёт блог, который так и называется «Дневник одной фарфоровой куклы», Лиза – девушка поистине увлечённая тем, о чём она пишет и знающая о давно ушедших эпохах многое, а главное, умеющая о них интересно рассказать.


Куклы XIX века – не просто детские игрушки. Это красота, эстетика и целый пласт ушедшей культуры, который манит нас своим очарованием и таинственностью.

Пожалуй, каждая маленькая девочка мечтала когда-то о красавице-кукле с широко распахнутыми глазами, фарфоровой бледностью кожи, тугими локонами, в роскошном платье с кружевами и воланами. Более того, старинные куклы сейчас настолько любимы и популярны, что даже многие взрослые готовы заплатить немалые деньги за очередную парижанку в своей коллекции. Самыми известными и самыми интересными являются куклы викторианской эпохи, а золотым веком кукол принято считать 1830 – 1900гг. Именно в этот период кукол начинают изготавливать из воска и бисквитного фарфора, а до этого все игрушки были деревянными.
Куклы были мечтой и любимой игрушкой любой маленькой барышни того периода. В этот период появляются куклы, умеющие открывать и закрывать глаза, сидеть, сгибать руки и ноги, даже говорить. Изготавливали фарфоровых модниц в основном в Англии, Франции и Германии. В Российскую Империю их привозили или выписывали из Франции. Это была роскошь и далеко не все родители могли так порадовать свою дочку. Даже в богатых семьях покупка куклы была дорогим удовольствием. Девочки могли играть со своими любимицами лишь под присмотром гувернанток – дабы не испортить дорогостоящую игрушку.
Появляются кукольные домики, мебель для кукол, посуда, в 1839 году выходит книга Юлии Гуро «Мемуары куклы», а в 1864 – «Переписка двух кукол» того же автора. Повествование в книгах ведётся от лица самой куклы. Описывается повседневная жизнь, приключения, приёмы, кукольные балы. Очень много внимания уделяется описаниям нарядов – фасонов платья, цветов ткани, материалов, например: «У фарфоровой красавицы «очень тонкое бельё, роскошное голубое платьице, белая жакетка и белая кружевная шляпа с розовым бантиком» («Из дневника куклы» 1908).
Но «жизнь кукол — увы! — подвержена бездне случайностей и тысяче капризов», поэтому кукле ещё не раз предстоит сменить хозяек и социальное положение. Взлёты и падения, которые так часто описывали авторы нравственных книг, должны были напомнить читателям о бренности земной роскоши.
Вместе с любящими родителями девочка отправляется на курорты Южной Франции, где она окунется в волны светской жизни. Во время этого плавания фарфоровая кукла гибнет в морских волнах. Смерть куклы, о которой сообщается в эпилоге записок, не воспринимается как трагическая: девочка стала взрослой барышней и кукла ей больше не нужна.
Быть может, именно такие кукольные письма, мемуары и дневники вдохновили великого русского композитора П.И. Чайковского на создание таких произведений, как «Болезнь куклы» и «Смерть куклы».
С куклами в руках запечатлены многие аристократки и принцессы того времени. На картине К.Маковского держит нарядную красавицу Великая Княжна Мария Николаевна, на фотографиях начала XX века мы видим дочек последнего русского царя с куклами. Есть даже викторианские посмертные фотографии девочек, на которых хозяйка будто уснула, обняв свою любимицу. Безутешные родители зачастую так и оставляли куклу в руках умершей девочки в гробу.
Часто наделяли фарфоровых кукол – принцесс и мистическими качествами, во II половине XIX века изготавливали кукол удивительно похожих на маленьких девочек. Возникают легенды об оживших куклах – феях и даже о злых игрушках, пытающихся похитить души юных хозяек. Это находит отражение и в современности – снимаются многочисленные фильмы о куклах, как хорошие, так и бездарно-массовые, в 1990 годах появляется замечательная книга – «Леди Дейзи», в которой главная героиня – викторианская кукла – оживает и разговаривает, но только с детьми, взрослые видят в ней лишь обыкновенную игрушку.
Современные куклы – красавицы из фарфора. Несмотря на свой молодой возраст и отсутствие истории, эти куклы тоже стоят весьма недёшево. Стоимость этих двух кукол измеряется четырёхзначным числом в долларах США.
Сейчас куклы не такая роскошь и редкость как в те далёкие и чарующие времена, позволить себе такую игрушку может девочка из практически любой семьи, но, согласитесь, изготовленная на заводе, растиражированная пластиковая Барби вызывает совсем не те чувства, которые возникают у нас на выставках и аукционах при виде фарфоровых леди из прошлого. Быть может, именно поэтому даже современные куклы до сих пор не могут вытеснить старинных красавиц, которые были созданы вручную, в которых вкладывали частичку своей души…


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Инесса Пантелеева
Инесса Пантелеева
Автор
571 дн. назад
/// Scroll to comments or other