История матрешки | Colors.life
13

История матрешки

Миловидная крестьянская женщина в сарафане и цветастом платке, спрятавшая в себе всю свою семью – именно такой известна миру русская декоративная кукла «Матрешка». Это не просто один из характерных символов России, но и показатель ее самобытности.

Своим появлением декоративная кукла обязана японскому прототипу – мудрецу Фукуруме, чья фигурка была привезена в Россию с острова Хонсю в конце XIX века. Владельцами необычной японской диковины была семья Мамонтовых, успешные промышленные деятели, занимающиеся просветительской деятельностью и курирующие многих творческих личностей.

Игрушка представляла собой деревянный чехольчик, декорированный под фигуру лысого старичка по имени Фукурума, открыв который можно было увидеть такую же игрушку, спрятавшуюся в нем, но меньшего размера. Одинаковых игрушек было несколько и каждая умещалась в предыдущей. Кукла сильно позабавила гостей вечера Мамонтовых, на котором она была впервые представлена и сразу вызвала живой интерес известного русского художника Сергея Милютина. Фигура была отдана в мастерскую токаря Василия Звездочкина, который занялся изготовлением русской куклы по образу и подобию японской. Игрушечные фигурки нового деревянного произведения таким же образом, как и в японской кукле, вкладывались одна в другую и представляли собой уменьшенные копии предыдущих.
Милютин с увлечением принялся расписывать эти куклы.

Первая русская разъёмная фигура представляла собой русскую девицу по имени Матрёшка в цветастом платке и с черным петухом в руке. Название деревянной куклы выбрано не случайно – в Древней Руси имя «Матрёна» было самым популярным среди представительниц женского пола, имя происходит от латинского Matrona и переводится как «знатная женщина». Кроме того, в основе имени Матрёна лежит слово «мать». Именно поэтому женщины с таким именем ассоциировались с крепкой, пышущей здоровьем детородной женщиной с большим семейством. И по сей день эта деревянная кукла является символом материнства.

Первые деревянные куклы были достаточно дорогостоящими, но, несмотря на это, приобрели бешеную популярность. Заказы на эту расписную игрушку сыпались со всех уголков Европы! Помимо стандартного изображения русской красавицы, на фигурках можно было увидеть, например, изображение жениха и невесты, с родственниками внутри, иллюстрации к различным популярным сказкам, военные изображения и многие другие картины, вышедшие из-под кисти умелого мастера. Кроме того, куклы отличались количеством вкладышей, число которых могло значительно превышать те, что были у первых экземпляров.

После закрытия мастерской производство матрешек не прекратилось, а с новой силой началось в Сергиевом Пасаде.
Основным мотивом развития искусства росписи матрешек послужило изображение окружающей действительности, современной жизни. После того, как производство таких известных деревянных кукол вышло за пределы Сергиева Пасада, изображения на фигурках стали настолько разнообразны, что даже первая русская девица, изображенная на матрешке, у каждого мастера была своя.

Сегодня основная концепция матрешек несколько претерпевает изменения, и на деревянных фигурках можно увидеть бесчисленное количество изображений, начиная от портретных и заканчивая рисунками известных личностей. Но в качестве сувенира многие предпочитают покупать стандартную красавицу-матрешку.


Вам будет интересно
Надежда Лебедева
Реклама
Комментарии (0)
Светлана Григорьева
Светлана Григорьева
Автор
386 дн. назад
/// Scroll to comments or other