В Тридевятом царстве, в Советском государстве жилабыла «сказочная» актриса Зеленая снаружи и «золотая» внутри. | Colors.life
196

В Тридевятом царстве, в Советском государстве жила-была «сказочная» актриса… Зеленая снаружи и «золотая» внутри.

Она не была женщиной-вамп: маленькая, с далеко неидеальной фигурой. Когда она входила в комнату, её не замечали. Не замечали, пока она не открывала рта. Но стоило ей заговорить — и никто уже не сводил с неё глаз, все видели яркую красавицу, обворожительную, умную, покоряющую.

Друзья шутили, что она похожа на мальчика, который был похож на девочку. Услышав ее голос по радио, все начинали улыбаться детской, счастливой улыбкой, а крошечные эпизоды в кино «расхватывались» на цитаты.

Но злые чиновники забывали давать ей звания и награды, а режиссеры не предлагали роли.

Для длинных ролей у нее с лихвой хватило бы таланта, но скорее всего, тогда мы не имели бы ту Рину Зеленую, которую так любили.

Она - мастер коротких дистанций. Снайпер, которому не нужно длинных очередей, чтобы поразить человека в самое сердце - достаточно одной фразы:
- От этого у меня каждые пять минут разрыв сердца делается! ("Девушка без адреса", 1957)

И фраза улетала в вечность, ее помнишь десятилетиями, потому что в ней все шедевр - от порядка слов до интонаций, абсолютно уникальных, при том что таких типичных.

Она всегда была автором своих фраз. Хотя читала детские рассказы (но для взрослых) таких авторов, как Владимир Маяковский, Сергей Михалков, Корней Чуковский или Агния Барто.

И с этими коротенькими, как медвежий хвост, миниатюрами, с этими неуверенными и нестойкими, как походка лунатика, интонациями создала целую эпоху в нашем искусстве - эстрады, театральной миниатюры, киноэпизода. Она эту эпоху олицетворяла.

Замечательную эпоху утонувшей Атлантиды, где творили гиганты.

Она с этими гигантами гуляла по набережным Ялты и играла в бильярд - как с Маяковским. Читала рассказы Горькому. Дружила с Алексеем Толстым. Вместе с Игорем Ильинским, Георгием Тусузовым, Михаилом Гаркави играла на сцене театра-кабаре с оптимистичным названием "Не рыдай".
В комедийном шоу Театра обозрений рвала зубы молодому Аркадию Райкину.

Выступала на фронтах Отечественной войны вместе с Шульженко и Утесовым. Снималась в кино с Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом, Олегом Борисовым...

Она из тех времен, когда наши звезды жили одной жизнью со своими зрителями, испытывали те же трудности и нисколько не бравировали своей всенародной популярностью.

Эту неповторимую актрису помнят и любят по ролям черепахи Тортилы в «Приключениях Буратино», миссис Хадсон в «Шерлоке Холмсе» и огромному количеству эпизодических, но запоминающихся ролей.

Рина Зеленая стала звездой пенсионного возраста.

Но мало кто знает, что кино и театру она была предана с начала ХХ века.
Начнем с того, что при жизни актрисы никто не мог толком сказать, сколько ей лет. Она скрывала свой возраст и могла запросто «скостить» себе десять – пятнадцать годков, когда ее спрашивали об этом.

Она была необыкновенной женщиной. Кругу ее знакомств можно было позавидовать: у нее просил прощение сам Сергей Есенин, она играла в бильярд с Владимиром Маяковским, ее всегда ждал в гости Алексей Толстой, а Леонид Утесов обожал с ней петь и танцевать.

Как и ее подруга, актриса Фаина Раневская, она играла в кино крошечные эпизоды, они длились часто не минуты, а секунды. Но эти эпизоды были к фильмам, как острая приправа, придавали им особый шарм и вкус.

Она не была красавицей, но острый взгляд, необыкновенное остроумие, природное обаяние и этот невероятный юмор делали ее очень обаятельной.
Мужчины в нее просто влюблялись, особенно умные.

Она любила заниматься спортом, хорошо бегала, играла в теннис, занималась парусным спортом.

Куда делся этот высокий рост? У нее была тяжелая болезнь костей, которая ее как бы согнула. А в 20-30-е годы мужчины в нее влюблялись, женщины ей подражали, во всяком случае пол-Москвы стриглось под Рину Зеленую, а дети просто обожали.

Актриса была веселой, общительной. Она обожала компании, своих друзей, а друзьями были Эрнст Гарин, Зиновий Гердт, Ростислав Плятт, Александр Твардовский, Василий Качалов, Сергей Михалков.


Друзья иногда шутили над Риной Васильевной, да и у нее самой был очень острый язычок. Шутить позволялось на все темы, кроме внешности актрисы.

Она стерпела, когда Вера Инбер сказала, что Рина похожа на мальчика, который в свою очередь очень похож на девочку. Скрипела зубами, когда кто-то назвал ее большой актрисой с малыми формами, но вот приятелю, художнику-карикатуристу Борису Ефимову досталось от нее, когда он сделал так непонравившийся ей дружеский шарж.


Она перестала с ним общаться, и хотя он несколько раз просил прощение, навсегда вычеркнула из списка своих друзей.

Она была удивительно непрактична. Не понимала, почему у коллег всегда есть деньги, а у нее, хотя она много работала и хорошо зарабатывала, всегда пустой карман.

Просто все деньги она тратила на своих бесчисленных родственников, на друзей и на красивую веселую жизнь. Рина Васильевна была хозяйкой совершенно никудышной. Она не понимала, как это надо хорошо сложить чемодан, приготовить обед, даже простецкий суп был ей не по силам.

Она никогда не делала в квартирах ремонт, она предпочитала переехать в другой дом, и если хотела есть, то говорила своим домашним жалобным голосом: «Меня пора кормить». Или ехала на ужин к друзьям, особенно если знала, что там к ужину готовится что-то вкусное. «Я не знаю, что такое наперсток» – говорила она.

И когда во время войны она ездила по фронтам с концертными бригадами, одно время даже выступала вместе с Аркадием Райкиным, то оторвавшуюся пуговицу ей пришивали всегда бойцы.

В Москве фашисты каждый вечер устраивали налеты на город, и на крыше дома, где жила Рина Зеленая, появилась зенитная батарея. Немцы старались попасть именно в нее.

Дружинниками в доме были все оставшиеся мужчины: режиссеры, актеры и писатели. Они тушили зажигалки и убирали осколки снарядов от зенитки, установленной на крыше.

Шлемы дружинникам не полагались, и Рина Васильевна просила мужа: «Ты надень хоть кастрюлю, а то тебе голову пробьет». На что супруг отвечал: «Я дворянин. Я не могу умирать с кастрюлей на голове!»

А осенью 1945 года в Берлине Зеленая расписалась на рейхстаге. Она рассказывала: «Мне удалось втиснуться между фамилиями бойца—пехотинца и матроса на одной из колонн».

Хуже, чем Рина Зеленая, в Москве из актрис одевалась только Фаина Раневская, хотя сама артистка была убеждена, что у нее очень хороший вкус, только ей, как она говорила, не везет, ей всегда достается то, что кому-то мало или наоборот велико.

Однажды у нее была возможность выбрать себе обувь из американских посылок. Она выбрала два ботинка на одну ногу, так в них и ходила.

Одни говорили ей 85, другие – уже 89. Когда она заполняла анкету, она всегда писала другую цифру. В каких-то справочниках написано, что артистка родилась в 1902 году, но ее близкие уверяют, что Рина Васильевна родилась 7 ноября 1901 года в городе Ташкенте.

Зеленой было почти двенадцать, когда началась Первая мировая война.

Поскольку немцы стали врагами, гимназистки демонстративно перестали учить немецкий язык, и Катя в их числе. Позже она рассказывала о своем детстве: «В нашей семье никто ни с кем не дружил. Были как бы составные части, которые, сложенные вместе, назывались «семья».

,,Девушка без адреса,, (1957)

Мама и отец — совсем не подходящие друг другу люди. Аккуратный во всём, педантичный в мелочах, незначительный интендантский чиновник—служака берёг каждую копейку более чем скромного жалованья. По воскресеньям отец сам ходил на базар, стараясь купить всё как можно дешевле.

Мама, очень молодая, её выдали замуж шестнадцати лет, так и не привыкла к нему, старшему, в очках, несимпатичному, с усами и бородкой.

Ее мужем был московский архитектор, грузин Котэ Топуридзе. Он стал на 40 лет главным смыслом всей ее жизни. С ним Рина была необыкновенно счастлива, он был джентльмен, всегда с иголочки одет, замечательно готовил, и это тоже очень нравилось Рине,
Он был автором известных фонтанов на ВДНХ «Золотой колос» и «Дружба народов».

Умом и талантом Котэ Рина Зеленая гордилась больше, чем своей популярностью. «Я живу с «ходячей энциклопедией», он все знает» – говорила она.

Они гуляли по Москве и ходили всегда не под ручку, а держась за руки. Характер у мужа был грузинский, горячий, он часто раздражался, никогда не просил прощения, извиняться должна была всегда Рина, и она это делала с удовольствием.

Своего мужа она называла «мой ангел», и так его стала звать и их домработница. Часто можно было услышать: «Звонил Ваш ангел, сказал, будет поздно». Так как оба были люди остроумные, то даже во время войны часто находили повод, чтобы посмеяться.

В 1976 году у Константина Топуридзе случился второй инфаркт. Через некоторое время он умер. Его смерть была настоящим шоком для актрисы. От переживаний она даже на какое-то время совсем потеряла зрение.

На панихиде она держалась, надвинула шляпу на самый лоб, правда, плечи ее содрогались от рыданий. И сразу после смерти мужа она стала старухой.

,,Три толстяка,, (1966)

Чувство юмора ей не отказывало никогда, над ее шутками, хлесткими фразами смеялась вся Москва. «Не трогайте меня, не смейте вторгаться в мое тело» – могла сказать она. Однажды гуляла по парку и свалилась в колючие кусты, дождалась первого прохожего и закричала: «Обратите внимание, здесь валяется Рина Зеленая, она упала».

На съемках «Подкидыша» Рина Зеленая познакомилась с Раневской. Некоторые сцены фильма снимались на улице Горького, и толпа постоянно окружала съемочную группу.

Через много лет Фаина Георгиевна вспоминала об этом: «У меня лично было такое впечатление, что я моюсь в бане, и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний». Слова «Муля, не нервируй меня», придуманные Риной Зеленой, стали мучением Раневской на всю жизнь.

С того фильма Зеленая с Раневской подружились.

Актриса очень обрадовалась, когда ей предложили сыграть роль черепахи Тортиллы в фильме «Приключения Буратино». Главным образом, потому что ее героиня должна петь. А петь Рина Васильевна любила.

«Когда по радио теперь объявляют: «Романс Тортиллы». Исполняет Рина Зеленая», я чувствую себя тенором в опере», — говорила потом актриса. Кстати, песенка Тортиллы должна была быть на куплет длиннее:

Актрисой она стала совершенно случайно: шла по Москве и увидела объявление про набор в театральную школу. Из 80 желающих приняли в училище только 22 человека, в том числе и ее.

Колоссальное удовольствие Рина Зеленая испытывала от работы в мультипликации, где чаще ей приходилось озвучивать юных героев.

Нередко анимационный образ напрямую зависит от того, каким будет его голос, какие краски, какую душу вдохнет в уже нарисованного персонажа актер.

Рина Васильевна никогда не ограничивалась готовым текстом. "Как все шаблонно!" - возмущалась она и аккуратно переписывала роль со своими пометками и исправлениями в школьную тетрадку.
Не потому ли до сих пор так популярны Вовка из Тридевятого царства, Лягушонок, который ищет папу, Щенок, пытавшийся понять, кто же сказал "мяу", и цирковое чудо Лошарик?

Она ненавидела свой возраст, она ненавидела старость.

Вслед за Хармсом могла повторить: «Старость – это гадость».

И хотя была окружена многочисленными родственниками, племянниками, чувствовала себя одинокой. Часто вспоминала мужа, любимого Котэ, говорила, как была с ним счастлива, вспоминала, как долго не могла убрать в шкаф его пиджак, который так и висел на спинке стула.

Она почти ничего не видела, любила читать, но приходилось брать в руки лупу, чтобы посмотреть телевизионную программу, ставила кресло почти к самому экрану.

А еще она сломала шейку бедра и очень плохо ходила. Чтобы не докучать своим родственникам, которые замечательно о ней заботились, она подолгу жила в Доме ветеранов кино в Матвеевском, там даже у нее появился поклонник, 90-летний кинооператор.

Из Матвеевского она уезжала озвучивать фильмы, на телевидение, но сил оставалось все меньше и меньше. Она понимала, что жизнь ее кончается.

До последнего дня Рина Зеленая была окружена любящими родными и близкими. Она скончалась 1 апреля 1991 года и была похоронена в Москве, на Введенском кладбище.

Когда 1 апреля 1991 года актриса умерла, многие решили, что это шутка, но она действительно умерла. Как-то актриса сказала: «Если мне дадут новое звание, то это точно будет за 40 минут до смерти».

www.tatar-inform.ru/news/2015/11/07/479042/


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Elena Shitakova
Elena Shitakova
Автор
396 дн. назад
/// Scroll to comments or other