Наследие японской культуры нэцкэ: происхождение, особенности, виды | Colors.life
65

Наследие японской культуры — нэцкэ: происхождение, особенности, виды

Широкое распространение в Японии в конце XVII и по середину XIX века получили нэцкэ — произведение миниатюрной скульптуры, творение мастеров из кости или дерева. Фигурки представляли собой небольшой резной брелок. Все мы помним фильм «Каникулы Кроша» и знаменитую миниатюру «Рисующий мальчик». Об истории нэцкэ, особенностях и традициях поговорим далее

Об истории происхождения

В современном мире традиционная японская миниатюра — нэцкэ — становится особенно популярной в Европе и Америке, нежели у самих японцев. Каталог нэцкэ включает в себя самые разнообразные фигурки, которые покоряют своей красотой, необычностью, это миниатюрные изделия, мастера изготавливают их из дерева или кости.

Согласитесь — идеальный объект для коллекционирования. Потому уже не вызывает удивления тот факт, что в самой Японии нэцкэ почти не встретишь, лучшие и неповторимые коллекции нашли свое место в европейских и американских музеях, нимало фигурок оказалось в руках частных коллекционеров.

Однако если заглянуть на страницы истории происхождения самой нэцкэ, то она не так трогательно романтична.

Отводилась нэцкэ весьма утилитарная роль — они становились брелоком, подвеской, с использованием которой к поясу устоявшегося традициями одеяния японцев — кимоно — крепили ключи, кисет, кошелек или другие разнообразные мелочи. А все потому, что кимоно не имело карманов. Необходимый в обиходе предмет привязывали к шнурку, а второй его конец опускали за пояс одежды, чтобы он не выскальзывал, и крепили нэцкэ.

Считается, что нэцкэ — это скульптура родом из Японии. Однако все-таки не Страна восходящего солнца выступает ее исторической родиной, историки считают, что нэцкэ была позаимствована в Китае. Чжуй-цзы — так называли в Китае предметы, которые крепились к поясу. А уже в XIV веке Япония начала перенимать у Китая некоторые традиции, и в частности манеру носить одежду. Однако именно Япония превратила резьбу нэцкэ в великое искусство, чего не случилось в свое время в Китае.

Главная » Обработка драгоценных камней » Резьба по камню » Вы читаете:
Наследие японской культуры — нэцкэ: происхождение, особенности, виды
Традиционное японское искусство

Комментариев пока нет. Будь первым! 153 Просмотров

Широкое распространение в Японии в конце XVII и по середину XIX века получили нэцкэ — произведение миниатюрной скульптуры, творение мастеров из кости или дерева. Фигурки представляли собой небольшой резной брелок. Все мы помним фильм «Каникулы Кроша» и знаменитую миниатюру «Рисующий мальчик». Об истории нэцкэ, особенностях и традициях поговорим далее.
Об истории происхождения

В современном мире традиционная японская миниатюра — нэцкэ — становится особенно популярной в Европе и Америке, нежели у самих японцев. Каталог нэцкэ включает в себя самые разнообразные фигурки, которые покоряют своей красотой, необычностью, это миниатюрные изделия, мастера изготавливают их из дерева или кости.

Согласитесь — идеальный объект для коллекционирования. Потому уже не вызывает удивления тот факт, что в самой Японии нэцкэ почти не встретишь, лучшие и неповторимые коллекции нашли свое место в европейских и американских музеях, нимало фигурок оказалось в руках частных коллекционеров.

Однако если заглянуть на страницы истории происхождения самой нэцкэ, то она не так трогательно романтична.

Отводилась нэцкэ весьма утилитарная роль — они становились брелоком, подвеской, с использованием которой к поясу устоявшегося традициями одеяния японцев — кимоно — крепили ключи, кисет, кошелек или другие разнообразные мелочи. А все потому, что кимоно не имело карманов. Необходимый в обиходе предмет привязывали к шнурку, а второй его конец опускали за пояс одежды, чтобы он не выскальзывал, и крепили нэцкэ.

Считается, что нэцкэ — это скульптура родом из Японии. Однако все-таки не Страна восходящего солнца выступает ее исторической родиной, историки считают, что нэцкэ была позаимствована в Китае. Чжуй-цзы — так называли в Китае предметы, которые крепились к поясу. А уже в XIV веке Япония начала перенимать у Китая некоторые традиции, и в частности манеру носить одежду. Однако именно Япония превратила резьбу нэцкэ в великое искусство, чего не случилось в свое время в Китае.

Нэцкэ - из Японии?
Об особенностях ремесла

В самом начале своей истории нэцкэ не были особой ремесленной отраслью. Первые брелоки напоминали скорее круглую лепешку рисового печенья. А уже в XIV веке появились оригинальные нэцкэ в виде лакированных коробочек. Изготавливали нэцкэ те же мастера, основная деятельность которых заключалась в резьбе театральных масок, различных ювелирных изделий, предметов архитектуры. Шли годы, и изготовление миниатюр — нэцкэ — стало отдельной отраслью.

Настоящий расцвет нэцкэ историки считают XIX век. Тогда их изготовляли по индивидуальному заказу. Сложнее становилась и сама композиция. И если раньше в основу изображения нэцкэ ложились религиозные или мифические сюжеты, то после появились нэцкэ, отражающие городской быт — каталог включал фигурки ремесленников, женщин, которые выполняли домашнюю работу, бродячие актеры, а также изготавливали нэцкэ в форме животных. Для многих фигурок придумывали особые названия, слагали стихи и даже сочиняли музыку.

Размер нэцкэ также был выбран не случайно, он обусловлен практическими соображениями.

Слишком маленькие брелоки за поясом не держались, носить большие нэцкэ было неудобно. Наиболее благоприятным оказался размер нэцкэ от двух с половиной до 15 сантиметров. Чтобы брелок было комфортнее носить, у трехмерной фигурки мастера делали одну сторону плоской. На задней поверхности нэцкэ было сквозное отверстие, в которое продевался шнур.

Главная » Обработка драгоценных камней » Резьба по камню » Вы читаете:
Наследие японской культуры — нэцкэ: происхождение, особенности, виды
Традиционное японское искусство

Комментариев пока нет. Будь первым! 153 Просмотров

Широкое распространение в Японии в конце XVII и по середину XIX века получили нэцкэ — произведение миниатюрной скульптуры, творение мастеров из кости или дерева. Фигурки представляли собой небольшой резной брелок. Все мы помним фильм «Каникулы Кроша» и знаменитую миниатюру «Рисующий мальчик». Об истории нэцкэ, особенностях и традициях поговорим далее.
Об истории происхождения

В современном мире традиционная японская миниатюра — нэцкэ — становится особенно популярной в Европе и Америке, нежели у самих японцев. Каталог нэцкэ включает в себя самые разнообразные фигурки, которые покоряют своей красотой, необычностью, это миниатюрные изделия, мастера изготавливают их из дерева или кости.

Согласитесь — идеальный объект для коллекционирования. Потому уже не вызывает удивления тот факт, что в самой Японии нэцкэ почти не встретишь, лучшие и неповторимые коллекции нашли свое место в европейских и американских музеях, нимало фигурок оказалось в руках частных коллекционеров.

Однако если заглянуть на страницы истории происхождения самой нэцкэ, то она не так трогательно романтична.

Отводилась нэцкэ весьма утилитарная роль — они становились брелоком, подвеской, с использованием которой к поясу устоявшегося традициями одеяния японцев — кимоно — крепили ключи, кисет, кошелек или другие разнообразные мелочи. А все потому, что кимоно не имело карманов. Необходимый в обиходе предмет привязывали к шнурку, а второй его конец опускали за пояс одежды, чтобы он не выскальзывал, и крепили нэцкэ.

Считается, что нэцкэ — это скульптура родом из Японии. Однако все-таки не Страна восходящего солнца выступает ее исторической родиной, историки считают, что нэцкэ была позаимствована в Китае. Чжуй-цзы — так называли в Китае предметы, которые крепились к поясу. А уже в XIV веке Япония начала перенимать у Китая некоторые традиции, и в частности манеру носить одежду. Однако именно Япония превратила резьбу нэцкэ в великое искусство, чего не случилось в свое время в Китае.

Нэцкэ - из Японии?
Об особенностях ремесла

В самом начале своей истории нэцкэ не были особой ремесленной отраслью. Первые брелоки напоминали скорее круглую лепешку рисового печенья. А уже в XIV веке появились оригинальные нэцкэ в виде лакированных коробочек. Изготавливали нэцкэ те же мастера, основная деятельность которых заключалась в резьбе театральных масок, различных ювелирных изделий, предметов архитектуры. Шли годы, и изготовление миниатюр — нэцкэ — стало отдельной отраслью.

Настоящий расцвет нэцкэ историки считают XIX век. Тогда их изготовляли по индивидуальному заказу. Сложнее становилась и сама композиция. И если раньше в основу изображения нэцкэ ложились религиозные или мифические сюжеты, то после появились нэцкэ, отражающие городской быт — каталог включал фигурки ремесленников, женщин, которые выполняли домашнюю работу, бродячие актеры, а также изготавливали нэцкэ в форме животных. Для многих фигурок придумывали особые названия, слагали стихи и даже сочиняли музыку.

Размер нэцкэ также был выбран не случайно, он обусловлен практическими соображениями.

Слишком маленькие брелоки за поясом не держались, носить большие нэцкэ было неудобно. Наиболее благоприятным оказался размер нэцкэ от двух с половиной до 15 сантиметров. Чтобы брелок было комфортнее носить, у трехмерной фигурки мастера делали одну сторону плоской. На задней поверхности нэцкэ было сквозное отверстие, в которое продевался шнур.
Материал, который использовался для изготовления фигурок

Самые разнообразные материалы брались для нэцкэ — это и слоновая кость, олений рог, рога буйвола и носорога, клыки медведя, тигра, моржовая кость, использовались древесные корни. Для разных слоев населения были свои нэцкэ. К примеру, для крестьянского сословья нэцкэ были латунные и медные, шли в ход маленькие тыквы-горлянки и корни. Изящно вырезанные нэцкэ из слоновой кости, работа которых вызывала восхищение, носили на поясе представители знати.

Несколько позже стали появляться нэцкэ из фарфора, яркого коралла или нежного нефрита, встречались фигуры из окаменевшего дерева, панциря черепахи и даже стекла. Альтернативой нэцкэ могли стать красивые морские раковины и прочие мелочи, которые ранее использовались совершенно по-другому — детали оправы мечей и ножей. При этом для традиционных нэцкэ все-таки брали слоновую кость и дерево.

Были и свои тонкости в производстве. Так, дерево для нэцкэ не окрашивали, только тщательно полировали. Для мастера было важно сохранить и только лишь подчеркнуть великолепие материала, подаренного природой, его настоящий цвет, фактуру. Изготавливал нэцкэ идеально гладкими, прочными, обтекаемой конструкции, избегая острых углов и граней. Чтобы отверстие для шнура не испортило всей композиции, мастера виртуозно включали его в идею нэцкэ.

Порода дерева, которая бралась для нэцкэ — кипарисовик японский, он мягок и удобен для резьбы, однако, со временем трескался. Изготавливали нэцкэ из сандала, сосны, грецкого ореха, камелии и других пород.

Главная » Обработка драгоценных камней » Резьба по камню » Вы читаете:
Наследие японской культуры — нэцкэ: происхождение, особенности, виды
Традиционное японское искусство

Комментариев пока нет. Будь первым! 153 Просмотров

Широкое распространение в Японии в конце XVII и по середину XIX века получили нэцкэ — произведение миниатюрной скульптуры, творение мастеров из кости или дерева. Фигурки представляли собой небольшой резной брелок. Все мы помним фильм «Каникулы Кроша» и знаменитую миниатюру «Рисующий мальчик». Об истории нэцкэ, особенностях и традициях поговорим далее.
Об истории происхождения

В современном мире традиционная японская миниатюра — нэцкэ — становится особенно популярной в Европе и Америке, нежели у самих японцев. Каталог нэцкэ включает в себя самые разнообразные фигурки, которые покоряют своей красотой, необычностью, это миниатюрные изделия, мастера изготавливают их из дерева или кости.

Согласитесь — идеальный объект для коллекционирования. Потому уже не вызывает удивления тот факт, что в самой Японии нэцкэ почти не встретишь, лучшие и неповторимые коллекции нашли свое место в европейских и американских музеях, нимало фигурок оказалось в руках частных коллекционеров.

Однако если заглянуть на страницы истории происхождения самой нэцкэ, то она не так трогательно романтична.

Отводилась нэцкэ весьма утилитарная роль — они становились брелоком, подвеской, с использованием которой к поясу устоявшегося традициями одеяния японцев — кимоно — крепили ключи, кисет, кошелек или другие разнообразные мелочи. А все потому, что кимоно не имело карманов. Необходимый в обиходе предмет привязывали к шнурку, а второй его конец опускали за пояс одежды, чтобы он не выскальзывал, и крепили нэцкэ.

Считается, что нэцкэ — это скульптура родом из Японии. Однако все-таки не Страна восходящего солнца выступает ее исторической родиной, историки считают, что нэцкэ была позаимствована в Китае. Чжуй-цзы — так называли в Китае предметы, которые крепились к поясу. А уже в XIV веке Япония начала перенимать у Китая некоторые традиции, и в частности манеру носить одежду. Однако именно Япония превратила резьбу нэцкэ в великое искусство, чего не случилось в свое время в Китае.

Нэцкэ - из Японии?
Об особенностях ремесла

В самом начале своей истории нэцкэ не были особой ремесленной отраслью. Первые брелоки напоминали скорее круглую лепешку рисового печенья. А уже в XIV веке появились оригинальные нэцкэ в виде лакированных коробочек. Изготавливали нэцкэ те же мастера, основная деятельность которых заключалась в резьбе театральных масок, различных ювелирных изделий, предметов архитектуры. Шли годы, и изготовление миниатюр — нэцкэ — стало отдельной отраслью.

Настоящий расцвет нэцкэ историки считают XIX век. Тогда их изготовляли по индивидуальному заказу. Сложнее становилась и сама композиция. И если раньше в основу изображения нэцкэ ложились религиозные или мифические сюжеты, то после появились нэцкэ, отражающие городской быт — каталог включал фигурки ремесленников, женщин, которые выполняли домашнюю работу, бродячие актеры, а также изготавливали нэцкэ в форме животных. Для многих фигурок придумывали особые названия, слагали стихи и даже сочиняли музыку.

Размер нэцкэ также был выбран не случайно, он обусловлен практическими соображениями.

Слишком маленькие брелоки за поясом не держались, носить большие нэцкэ было неудобно. Наиболее благоприятным оказался размер нэцкэ от двух с половиной до 15 сантиметров. Чтобы брелок было комфортнее носить, у трехмерной фигурки мастера делали одну сторону плоской. На задней поверхности нэцкэ было сквозное отверстие, в которое продевался шнур.
Материал, который использовался для изготовления фигурок

Самые разнообразные материалы брались для нэцкэ — это и слоновая кость, олений рог, рога буйвола и носорога, клыки медведя, тигра, моржовая кость, использовались древесные корни. Для разных слоев населения были свои нэцкэ. К примеру, для крестьянского сословья нэцкэ были латунные и медные, шли в ход маленькие тыквы-горлянки и корни. Изящно вырезанные нэцкэ из слоновой кости, работа которых вызывала восхищение, носили на поясе представители знати.

Несколько позже стали появляться нэцкэ из фарфора, яркого коралла или нежного нефрита, встречались фигуры из окаменевшего дерева, панциря черепахи и даже стекла. Альтернативой нэцкэ могли стать красивые морские раковины и прочие мелочи, которые ранее использовались совершенно по-другому — детали оправы мечей и ножей. При этом для традиционных нэцкэ все-таки брали слоновую кость и дерево.

Были и свои тонкости в производстве. Так, дерево для нэцкэ не окрашивали, только тщательно полировали. Для мастера было важно сохранить и только лишь подчеркнуть великолепие материала, подаренного природой, его настоящий цвет, фактуру. Изготавливал нэцкэ идеально гладкими, прочными, обтекаемой конструкции, избегая острых углов и граней. Чтобы отверстие для шнура не испортило всей композиции, мастера виртуозно включали его в идею нэцкэ.

Порода дерева, которая бралась для нэцкэ — кипарисовик японский, он мягок и удобен для резьбы, однако, со временем трескался. Изготавливали нэцкэ из сандала, сосны, грецкого ореха, камелии и других пород.

Фигурные нэцкэ
Традиционные виды фигурок, их особенности

Каталог нэцкэ насчитывает огромное количество форм. Существуют определенные требования к скульптуре, которыми не может пренебречь ни один настоящий мастер своего дела, остальное же зависит от творческой идеи и воображения каждого. Мы расскажем о трех наиболее популярных формах нэцкэ.

Наиболее часто встречающийся вид нэцкэ носит название катабори — это фигурные нэцкэ. Эти миниатюры являют собой изображения представителей животного мира, людей, пернатых, флоры и другого в виде скульптур. Резчики изображали в таких нэцкэ национальных литературных героев, сказочных персонажей, воплощали в нэцкэ семь богов счастья.

Это были известные архаты — последователи Будды, герой Кинтаро — очень сильный мальчик — также был идей для нэцкэ. Могли мастера запечатлеть бытовые городские сценки — игры детей, прием у массажиста. Изображали в нэцкэ и злых демонов, бога ада Яма, виновницу землетрясений рыбу-сом. Нередко животные и люди в фигурках вырезались не без толики юмора. Множество нэцкэ изготовлено в виде бога Дайкоку — бога добра, счастья и веселья, любимого в Японии.

Не менее популярный вид нэцкэ — кагамибута. Это плоский сосуд из слоновой кости, редко дерева, покрытый сверху металлической крышкой, которая выступает основным элементом декора. Подпись на таких нэцкэ чаще всего принадлежит мастеру по металлу.

Еще один вид нэцкэ — мандзю. Такой брелок изготавливают из слоновой кости в виде толстого диска. Иногда — из двух половинок. Разновидность мандзю — композиции, составленные из нескольких театральных масок в миниатюре.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Денис Матренин
Денис Матренин
407 дн. назад
/// Scroll to comments or other