Короны Российской империи | Colors.life
300

Короны Российской империи

Поставление на великое княжение на Руси в Средние века оформлялось путём настолования – процедуры, напоминающей интронизацию епископов во время Божественной Литургии. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог. Первой же в России венчание на царство имело место в 1498 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. С тех пор коронационные процедуры в России были доведены до совершенства.

Большая императорская корона

Это главный символ власти российских монархов. Императорская корона изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок — всего за два месяца. Зато у них получился настоящий шедевр ювелирного искусства весом в 1,99 кг. Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко красного цвета — благородная шпинель величиной 398,72 карата. Неудивительно, что эта корона стала главной имперской регалией – ей были коронованы все российские императоры.

Интересно, что в отличие от фильма «Корона Российской империи», большевики сами продали главную реликвию России за рубеж – они выдрали из короны все бриллианты и передали их министру финансов Ирландской Республике в качестве залога за денежный заем. Потом об этой сделке все забыли, и бриллианты оставались в дублинском сейфе до 1950 года. В конце концов власти СССР вернули Ирландии деньги, и в 1984 году уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован. В настоящее время Большая императорская корона находится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Малая императорская корона

Малая императорская корона была изготовлена в 1856 году по образцу Большой императорской короны придворным ювелиром Зефтигеном для коронации супруги императора Александра Второго - императрицы Марии Александровны. Использовалась для коронации Марии Федоровны - супруги императора Александра Третьего. В короне 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки роза, серебра 256,96 г, золота 2,26 г. Сейчас представлена а собрании Алмазного фонда России

Держава императорская

Или же «Царское яблоко» — это одна из главных регалий монархов Российской империи. Символ императорской власти. Входит в комплект к Большой императорской короне. Также как и корона, держава была изготовлена для коронации императрицы Екатерины II Великой придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом. Но свой современный вид императорская держава приобрела только при императоре Павле I. Под крестом появился огромный сапфир величиной в 200 карат, а в центре бриллиантовых поясов — крупный бриллиант величиной 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом. В настоящее время императорская держава находится в собрании Алмазного фонда Российской Федерации.

Скипетр

Символ царской власти. Входит в комплект к Большой императорской короне. Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру светотени. Скипетр завершает литой золотой двуглавый орёл - герб Российской империи, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами. Главная ценность скипетра - роскошный алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 г

Шапка Мономаха

Шапка Мономаха — главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Шапка представляет собой среднеазиатский золотой филигранный остроконечный головной убор – предположительно, эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Но в связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию при Иване III происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва — Третий Рим». Так, в «Сказании о князьях Владимирских» формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Особый статус шапки диктовал ее использование — до конца XVII века при венчании на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день коронации, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне.

Шапка Мономаха Второго наряда

Запасная шапка (копия) Мономаха. Была изготовлена в 1682 году для «дуэтного» венчания юного Петра I на царство – настоящая же шапка Мономаха была на голове его брата Ивана V. Судя по всему, больше этой шапкой никто не пользовался.

Шапка Казанская

«Шапка Казанская» была изготовлена, приблизительно в 1553 году, для Иоанна IV сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства, хотя на самом деле шапка представдяет из собой смешение русских и восточных традиций. Так, золотая тулья украшена мелким цветочным черневым орнаментом, исполненным в «восточном» стиле. Рядами к ней прикреплены резные кокошники — очень похожие на «городки», весьма распространённые в русской архитектуре и прикладном искусстве. В центре каждого «городка» — крупный драгоценный камень или большая жемчужина. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов.

Шапка Астраханская

Астраханская шапка была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Романова и в честь покорения Астраханского ханства. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон — «шапок». Шапка украшена 177 камушками и жемчужинами. Сегодня эта корона венчает герб Астрахани.

Шапка Алтабасная (или Сибирская)

Алтабасная — то есть из золотой ткани. Данная шапка была сделана специально для царя Ивана V Алексеевича, причем, для украшения шапки использовались украшения, снятые с Алмазной шапки Фёдора Алексеевича. Также в украшениях использовались: алмазы, яхонты, изумруды. В настоящее время входит в собрание экспонатов Оружейной палаты Московского кремля.

Алмазная шапка Петра I

Алмазная шапка - первый венец царя Петра I. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра I – Ивана V.

Корона российской императрицы Анны Иоанновны

Корона, изготовленная в Петербурге в 1730 году мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Была переделана из серебряной короны Петра I, в которую ювелиры вмонтировали около 2500 алмазов, рубинов. Главная ценность: помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. Этой же короной 20 лет спустя короновалась императрица Елизавета Петровна.

Бармы Старой Рязани

Этим забытым ныне словом называют фрагмент одежды — широкое оплечье, надевавшееся поверх прочего наряда. Их носили византийские императоры и, следовательно, наши правители тоже. Этот же шедевр древнерусского ювелирного дела , очевидно, был изготовлен мастерами Старой Рязани в конце XII — начале XIIІ ст. Бармы принадлежали местному княжескому роду, но в 1237 г. город был полностью уничтожен Батыем, и украшения почти 600 лет лежали под землёй. В 1822 г. бармы были найдены царскими археологами и отданы в Оружейную Палату. Эти драгоценные бармы являются доказательством высокого уровня местного ювелирного дела, их эмалированные с драгоценными камнями золотые медальоны украшены гравировкой. На медальонах одного из комплектов есть изображение: Распятие с Богоматерью и Иоанном Крестителем, Богоматерь, великомученицы Ирина и Варвара, Святые в царских нарядах и др. Часть медальонов имеет греческие надписи, то есть скорее всего эти детали имеют византийское происхождение.


Теги
#цари #интересные факты #красота #великая россия #история
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Яся  Етитускуа
Яся Етитускуа
407 дн. назад
/// Scroll to comments or other