История создания фильма Вий | Colors.life
131

История создания фильма "Вий"

"Ужастик" "Вий" снимали в 1967 году, с приключениями.
Артистам казалось, что злые чары упырей распространялись даже за пределы съемочной площадки... В выстроенную на "Мосфильме" церковь рабочие старались лишний раз не заходить. Между тем в советском триллере пролилась лишь одна капля крови: ведьма-панночка, пугая философа, пустила кровавую слезу.

Картина была еще "в запуске", а ее уже купили девять стран мира. В советском прокате фильм занял символическое 13-е место.

Вий — в украинской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли. Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.

В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.

Он держит в руке огненный бич которым потчует грешников. У него смертоносный взгляд который скрыт под огромными веками или ресницами. Человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал.

«Вий» — художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР по одноимённой повести Н. В. Гоголя. Один из лидеров советского кинопроката 1968 года (32,6 млн. зрителей).
Многократно упоминается как первый и единственный фильм ужасов снятый в СССР. Хотя авторы планировали сделать романтическую фильм-сказку, экранизацию классического произведения.

В 1970-х фильм был закуплен для зарубежного проката: в США (под прокатным названием «Viy or Spirit of Evil»), Аргентине (под прокатным названием «Viy, espíritu del mal»), Финляндии (под прокатным названием «Velho») и Франции (под прокатным названием «Vij»).

Идея экранизации „Вия“ принадлежит известному советскому режиссёру, на тот момент директору киностудии Мосфильм, Ивану Пырьеву.

Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР Георгию Кропачёву и Константину Ершову.

Съемки фильма производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области и посёлке Седнев,Черниговской области.

Массовку- бурсаков-семинаристов — набирали в Чернигове.

- Труднее всего было найти хату, крытую снопами соломы, — вспоминает художник фильма Николай Маркин. — Траву везде уже косили комбайнами. По нашей просьбе отыскали в дальней деревне мастера, который сжал поле серпом вручную, по-особому уложил снопы на крышу хаты.

Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись „слишком реалистическим“.

Так к работе было решено привлечь известного режиссёра кино-сказочника Александра Птушко.
В результате много материала, отснятого Ершовым и Кропачёвым, было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными.

Изменён был и облик главного чудовища фильма — Вия.
Ряд сцен был переосмыслен и переснят заново.

Неугомонный Птушко заразил своей энергией всю съемочную группу. Декорации делали сразу в нескольких павильонах.

Полгода рабочих "Мосфильма" пугала затянутая паутиной мрачная церковь.

В фильме есть эпизод, когда несметное количество чудовищ влетает в храм: падают на землю иконы, летят вниз разбитые стекла, двери срываются с петель...

Тут же должна падать огромная люстра — паникадило.

Бутафоры не поленились и на основание люстры понавешали множество мешочков с пылью.
Когда паникадило грохнулось об пол церкви, все на мгновение онемели: в поднявшемся столбе пыли казалось, что раздался взрыв...

На съемках "Вия" сожгли несколько центнеров свечей.
Воск был дорогой. Приходилось в специальных церковных мастерских Загорска заказывать толстущие свечи, состоящие из воска и стеарина.

Вурдалаки, упыри, мертвецы, вышедшие из могил, рождались в мастерской пластического грима.
Над масками оборотней работала талантливая художница Сарра Мокиль.

- Она способна была творить чудеса, — вспоминает помощник режиссера Тариэл Габидзшвили. — Лукич обязательно брал ее для работы во все снимаемые им картины.

Из сотни эскизов Птушко отобрал самые фантастические.

Так в фильме появились упыри с тремя вывороченными носами, вислоухие вампиры, вурдалаки с губами в половину лица...

Советская кинонечисть, по замыслу режиссера, должна была отличаться не только "симпатичными" лицами, но и размерами.

Для контраста с "рослой нечистью" Птушко собрал со всей Москвы карликов. Кривоногие, с большими, искусственно удлиненными головами, они должны были олицетворять собой исчадия ада.

Все выходцы с того света были загримированы так, что казались абсолютно лысыми и голыми. Вампиров и упырей мазали разноцветным гримом: одни имели синюшный оттенок, другие — серовато-черный...
"Хома слышал, как нечистая сила металась вокруг него, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов".
Наверное, ведьма-Панночка порядочно грехов наделала, раз за нее так нечистая сила стояла.

Знаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились благодаря тому, что под куполом павильона крепился сложный механизм.
Все гробы были черного цвета, как у Гоголя.

Гроб №1 считался основным – в нем лежала умершая панночка.
Летал по церкви с закрытой крышкой

Гроб №2 – именно он по сценарию никак не мог пробить очерченный философом магический круг.
Этот гроб метался в кадре порожняком и был совсем маленьким. Двигали гроб вручную – при помощи веревок.

Гроб №3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку.
Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост.

В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора.

Прежде чем пустить Наталью Варлей в "свободный полет", в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа.

Например, помощник режиссера, весивший около ста килограммов, тоже проверял конструкцию на прочность. На большой высоте он раскачивал гроб и даже прыгал в нем...

Кстати, сначала на роль панночки взяли актрису Киевского драматического театра. Но режиссер Александр Птушко был под впечатлением от комедии Гайдая "Кавказская пленница".


Посмотрев в кадре, как лихо Наталья Варлей спускается из окна дачи товарища Саахова на веревке над горной рекой, он понял, что нашел "свою" панночку.

Совпадением было и то обстоятельство, что новоявленная "ведьма" – Наталья Варлей – родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампиров.

Сниматься в роли Панночки Наталья согласилась... из любопытства.

Что для юной девчонки были тогда полеты в гробу под куполом церкви!
Ну и пусть с тебя снимают мерку для гроба. Жизнь казалась беспечной и прекрасной. Наташа играла в театре, была секретарем комсомольской организации.

Наталью в кадре ставили на специальный вибратор, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем...

А молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники.

Но однажды во время съемок Наташа... выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу.

Как в калейдоскопе, мигали свечи, мелькали бревна церкви...
Наташа потеряла равновесие. Травма была неизбежной, актриса летела с высоты вниз головой.
Пан философ — Леонид Куравлев, не имея опыта страховки, каким-то чудом поймал Наташу при самом приземлении на дощатый пол церкви.

Вся съемочная группа ахнула...

Слух о роковом падении "спортсменки-комсомолки" перерос в домысел, что актриса погибла...

Об этом говорила тогда вся страна.
Оказывается, воздушная гимнастка ужасно боялась высоты...

Какая же сила воли должна была быть у этой хрупкой девушки, чтобы каждый раз вставать в гробу под потолком церкви...

Мы восхищаемся ее красавицей-ведьмой, а сама Наталья считает, что образ в "Вие" ей не удался. Упор делался только на внешнее, эффектное...

Исполнитель главной мужской роли Леонид Куравлев появился в картине вполне закономерно.

После фильма Шукшина "Живет такой парень", где Леонид Куравлев сыграл обаятельного шофера Пашу Колокольникова, ему не могли не предложить роль философа Хомы Брута.

С семинаристской стрижкой "под горшок" Куравлеву ходить в жизни не понадобилось. Вся бурсацкая вольница в фильме была одета в парики.

Зато артисту пришлось заучивать молитвы и украинские песни.

Гоголь, оставивший миру несколько томов великолепных произведений, на протяжении всей жизни продолжал оставаться девственником.

Пытаясь обуздать страсти и побороть страхи, Николай Васильевич вывел аксиому:
женщина — "красиво окрашенное естественное зло", поэтому никем, кроме как ведьмой, и быть не может.

Гоголь все время ходил, словно по лезвию ножа, между Богом и дьяволом, пытался заглянуть в бездну.

Конец Гоголя был страшен — он сошел с ума.

Спустя годы умудренная жизненным опытом Наталья Варлей сожалела, что снялась в роли ведьмы: "Это был страшный грех. Я теперь с ужасом думаю, как могла решиться лечь в гроб..."

После выхода фильма в ее жизни стало происходить нечто страшное.
Одна беда наступала на пятки другой. Наталья поняла, что такие роли, как Панночка в фильме "Вий", даром не проходят...

kinoistoria.ru/blog/43393187789/Istoriya-sozdaniya-filma-Viy?tmd=1


Теги
#вий #гоголь
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Elena Shitakova
Elena Shitakova
Автор
412 дн. назад
/// Scroll to comments or other