Сельская школа княгини тенишевой. | Colors.life
52

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КНЯГИНИ ТЕНИШЕВОЙ.

Талашкине, во флигеле для гостей, был устроен любительский театр. Сама княгиня выступала в роли режиссёра, гримёра и костюмера. Было построено специально для театра здание, всё изукрашенное внутри резьбой по дереву и расписанное. Занавес был изготовлен по эскизу Сергея Малютина на тему "Баян, играющий на гуслях".
Были и особенности, отличающие эту школу от других подобных школ. В школе не было платных воспитанников, принимались сироты, наравне с мальчиками в школе учились и девочки.
Приобщив девочек к сельскохозяйственному образованию, я построила для них отдельное большое помещение. На занятия и в столовую они ходили вместе с мальчиками, а ночевали в общежитии под надзором смотрительницы… девочки все оказались очень способными и дельными. Начинали они учиться сельскому хозяйству очень робко, с сомнением. Когда им сказали, что они будут учить химию, то они расплакались, это слово показалось им страшным, а по окончании все вышли прекрасными работницами…"
Когда в эту школу приходят современные дети, их сажают за парты, знакомят с русской азбукой XIX века и они пробуют писать чернилами.
В школе ребенок не просто получал знания. Все было направлено на развитие в нем скрытых дарований и талантов. Из книги "Впечатления моей жизни":"Нет, я твердо верю, что всякому человеку можно найти применение и собственный путь"
Гончарный круг, начало XX века. Дерево. 18. Знаменитые талашкинские мастерские тоже пошли от школы. Руководить мастерскими княгиня пригласила (по совету Врубеля) Сергея Васильевича Малютина. Самую тяжелую работу в школьном хозяйстве выполняли взрослые, все остальное делали сами ребята, обучаясь разным премудростям. Занятия в ремесленных мастерских были обязательными для всех классов.
Мастерская для мальчиков.
Оформление и лавки для зрителей в театре.
Сани из реквизита театра.
Костюм для выступлений М.К. Тенишевой в театре и на концертах 32. Резное панно "Садко", украшавшее театр, было выполнено по эскизу художника Сергея Малютина. Малютин, между прочим, был "отцом" нынешнего главного русского сувенира: по его эскизу, вдохновленному традиционной японской игрушкой, токарь Звёздочкин в самом конце XIX века выточил первую матрёшку.
Оформление и лавки для зрителей театра в Талашкине.
Талашкинский театр тоже был связан со школой. Актерами были и ученики, ученицы, учителя. Исполнялись пьесы Гоголя, Островского, Чехова.
Граммофон. Россия, конец XIX века. Дерево, металл.
Портативный орган из коллекции М.К. Тенишевой.
В школе было введено обучение мальчиков игре на балалайке.Обучать детей княгиня пригласила выпускника Петербургской консерватории В.А. Лидина, лучшего музыканта из оркестра В.В. Андреева. Школьный оркестр балалаечников стал гордостью Тенишевой. Музыканты выезжали с концертами в Смоленск, и эти поездки превращались в настоящий праздник. И сам Андреев побывал в Талашкине накануне выступлений детей на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Это выступление балалаечного оркестра в Париже стало заметным явлением. Для выставки Мария Клавдиевна придумала оркестр расписных балалаек. Инструменты для этого оркестра расписывали Врубель, Коровин, Малютин, Сомов, Головин и сама княгиня. За балалайки предлагали баснословные суммы, но Тенишева не продала ни одной. Четыре из девяти сохранившихся балалаек можно увидеть в Теремке, остальные хранятся в фондах Исторического музея в Москве и Смоленского государственного музея-заповедника.

Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Елена Пряхина
Елена Пряхина
Автор
427 дн. назад
/// Scroll to comments or other