Фарфор Жолнаи | Colors.life
8

Фарфор Жолнаи

Местом рождения жолнайского фарфора является небольшой, удивительный венгерский городок Печ, расположенный на юго-западе страны, у подножья гор Мечек. Город, раскинувшийся на месте древнего поселения римлян, побывавший под 150-летним турецким господством, отличается эклектичностью архитектурных стилей: кафедральный православный собор соседствует с турецкими мечетями и францисканскими монастырями, выполненными в стиле барокко. Печ чрезвычайно насыщен архитектурными памятниками, здесь действует несколько музеев и картинных галерей. Не случайно о нем говорят, что это «город, который никогда не заслоняла тень столицы».

Чрезвычайно гостеприимный и благожелательный к людям искусства, художникам, графикам, внесший свою лепту в развитие модернизма – господствующего стилевого направления искусства и архитектуры второй половины девятнадцатого столетия, Печ оказался тем местом, где в середине 19 века Вилмош Жолнаи основал свою семейную мануфактуру – фарфоровый завод. В ее мастерских поэтапно осваивались новые способы обжига фарфоровых изделий и совершенствовались новые приемы их окраски.

Изучая опыт высокотемпературного обжига керамики и майолики, используемый еще в средневековых мастерских итальянского города Губбио, применяя и комбинируя различные составы глин в качестве сырья, Вилмошу Жолнаи удалось усовершенствовать технологический процесс и добиться весьма значительных успехов.

Первоначально, применяя температуру 1400 градусов для обжига сырья, мастера фарфоровой мануфактуры установили, что эта температура слишком высока для окрашенных изделий – им не удавалось сохранить свой первоначальный цвет. В мастерских мануфактуры изменили температурный диапазон от 1250 до 1280 градусов.

Результатом многолетних поисков мастеров фарфоровой мануфактуры явилось создание особого вида редукционной глазури – эозиновой глазури, которая после обжига в печи дает сочный цвет с ярким металлическим отблеском. Такой тип глазури, используемый в декоративном оформлении венгерского фарфора, относится к покрытиям с ярко-выраженным декоративным эффектом. А в зависимости от используемого температурного режима, химического состава глазури-основы, покрывающей изделия, толщины применяемой глазури декоративный эффект может обладать чрезвычайно разнообразными художественными достоинствами.

В первых серийных изделиях мастера использовали багряно-красные оттенки, но позднее фарфоровые изделия стали окрашивать в золотисто-зеленоватый цвет. Именно этот оттенок с металлическим бронзовым отливом превратился в визитную карточку фарфора Жолнаи.

Вместе с многочисленными оттенками эозиновой глазури при производстве фарфора использовались и развивались уникальные приемы ручной росписи изделий. Самое удивительное в технике ручной росписи венгерского фарфора Жолнаи – это то, что она выполнялась не фарфоровыми красками, а с помощью специальной стеклообразной глазури, делающий рисунок насыщенным и рельефным. Несмотря на высокую температуру обжига фарфоровых изделий, рисунок после температурной обработки обладал очень четкими контурами. Этот особый метод ручной росписи фарфора значительно отличался от приемов цветной росписи, применяемого на других производствах, и выполнялся не кистью как обычно, а специальным пером.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Мария Завальская
Мария Завальская
Автор
432 дн. назад
/// Scroll to comments or other