Андрей бартенев чудо современного искусства | Colors.life
Авторские текст и фото
Татьяна Байдакова 577

АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ – ЧУДО СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Сегодня в Москве в Музее современного искусства открылась выставка выдающегося художника современности Андрея Бартенева. Выставка "Скажи: я тебя люблю" приурочена к его 50-летию и представляет масштабную ретроспективу этого художника, синтезировавшего в своём творчестве изобразительное искусство, перформанс, театр, танец и музыку.

Награжденный еще в 90-е годы эпитетами «человек-перформанс» и «мастер инсталляций», Бартенев исследует мир через контрасты цветов и объёмов, фактур и поверхностей, через активную игру с материалами и формами. Кураторы выставки на Гоголевском, 10 предприняли попытку разобраться в сложной вселенной художника. С помощью белого и изумрудного цветов классический особняк XIX века поделен на две условные части – Север и Юг: противостояние холода и тепла. Своё пространственное воплощение получило и разделение работ на два крупных хронологических периода.

"Ботанический балет".

Левое крыло музея посвящено 90-м – эпохе становления современного искусства в новой России и расцвету художника – непосредственного участника этого процесса. Колоссальная­ коллекция­ произведений Бартенева за этот период­ обрела новую жизнь и впервые стала доступна широкой аудитории. Одним из центральных в этой части экспозиции стал проект «Снежная королева» (1993) – авангардная интерпретация сказки Андерсена, выставлявшаяся в Государственной Третьяковской галерее, а затем в Royal Festival Hall и Victoria & Albert Museum в Лондоне. Именно она и её создатель в 1994 году стали героями первого номера легендарного журнала «Птюч», ознаменовав проникновение российского современного искусства на страницы глянцевых изданий. Другая показательная для того времени работа «Ботанический балет» (1992) вдохновлена воспоминаниями художника о детстве в заполярном Норильске с его контрастом чёрной ночи и белого снега. В этот раздел также вошёл масштабный видеоархив с документацией более 50 перформансов художника.

Мы с Андреем Бартеневым во время первого визита в Москву знаменитого Эндрю Логана (слева), где-то в середине 90-х.

Правое крыло заняли крупные инсталляции и кинетические скульптуры 2000-х, каждой из которых отведён целый зал: светодиодная скульптура «Электрические инопланетяне» (2004), инсталляция «Cоnnection Lost. Field of Lonely Hearts» (2007), которая участвовала в выставке в Русском павильоне на 52-й Венецианской Биеннале, и звуковая скульптура «Скажи: я люблю тебя» (2005) из коллекции Московского музея современного искусства. К сожалению, многие из важнейших работ художника создавались как временные и прожили совсем недолго – им посвящён отдельный зал.

Специально к выставке Андрей Бартенев восстановил работу «The SunPool» (2009), созданную для Фонда Виллема де Кунинга и впоследствии вошедшую в коллекцию режиссера Роберта Уилсона, а также инсталляцию «Люби меня». Отдельный зал занимает новая скульптура «Облепиха» из стали и сотен керамических шаров, также созданная специально для выставки в ММОМА.
Вслед за русскими футуристами Андрей Бартенев создаёт в своих работах абсурдные, причудливые и провокативные, карнавальные фантасмагории. Костюмы Бартенева и его декорации к перформансам сравнивают с проектами Сергея Дягилева и Всеволода Мейерхольда. Еще одним источником вдохновения для художника, всё творчество которого так или иначе связано со скульптурой, стало кинетическое искусство. Кажущаяся спонтанность, сумбурность и красочность работ у Бартенева сочетается с чётко выстроенной внутренней динамикой: за хаосом маскарада всегда стоит продуманный спектакль. Объединяющим элементом на выставке в Музее становится движение – вращающиеся, мерцающие, звучащие предметы превращают музейное пространство в единый механизм под управлением Андрея Бартенева.


Теги
#художник #выставка #ретроспектива #современноеискусство #перформанс
Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
Татьяна  Байдакова
Татьяна Байдакова
436 дн. назад
/// Scroll to comments or other