Тайны, покрытые мраком: Александрийская библиотека | Colors.life
131

Тайны, покрытые мраком: Александрийская библиотека

Все, что связано с Александрийской библиотекой, не дает покоя ученым умам по сей день. И если над загадкой ее возникновения завеса хоть чуточку приоткрыта, то история исчезновения зиждется более на слухах и догадках, чем на исторических фактах. Истоки Невероятно красивой и величественной была древняя Александрия. Основанная Александром Македонским по разным сведениям где-то в 332-330 г.г. до н.э. и названная в его честь, она была полностью выстроена из камня. Александрия располагалась на побережье Средиземного моря невдалеке от дельты Нила и соединялась перешейком со знаменитым Александрийским (Фаросским) маяком, считавшимся одним из семи чудес древнего мира. По замыслу - это должен был быть город ученых и центр мировой науки. Все в Александрии было необычно и блистательно - и гробница ее основателя - Александра Великого, и дворцы царственной династии Птолемеев, начало которой положил Птолемей Лаг (по прозвищу Сотер), друг и верный соратник Александра Македонского, и храм Посейдона, и театр. Но главной достопримечательностью, которая притягивала сюда все ученые умы, была Александрийская библиотека. На сегодняшний день нет точных данных ни о дате ее основание (где-то в начале ІІІ-го века до н.э), ни о ее месте расположения, ни о ее размерах, ни об устройстве, ни о фондах, ее составлявших. По разным предположениям в фондах Александрийской библиотеки находилось от 700 000 до 1 000 000 папирусных свитков, исходя из этого, здание библиотеки должно было быть масштабным и грандиозным. Сооружена она была, скорее всего, как часть дворцового комплекса в царском квартале, именовавшемся Брухейоном. Вдохновителем и создателем Александрийской библиотеки, как можно судить из дошедших до нас сведений, был Деметрий (Деметриос) Фалерский. Особа чрезвычайно умная и знаковая для своего времени. Благодаря уму и харизме, он стал народным трибуном в Афинах, а затем 10 лет ( 317- 307 гг. до н.э.) правил Афинами в качестве губернатора. Он был выдающимся организатором и законотворцем, издавшем множество законов, но также считался и законодателем моды. Известно, например, что он первым из афинских мужчин в свое время выбелил волосы перекисью водорода. Позже Деметрий Фалерский был смещен с должности и занялся написанием научных и философских трудов. Деметрий Фалерский был замечен египетским правителем - Птолемеем І Сотером, который уговорил ученого приехать в Александрию в качестве советника и наставника для царского отпрыска. Именно Деметрий и убедил фараона создать Александрийскую библиотеку. Судя по всему, она являлась частью Мусейона (Музейона, так называемого «дворца муз»), такого себе академического городка для писателей, исследователей, ученых и философов того времени, в котором они работали и творили, а кроме того, здесь проходили обучение те, кто желал освоить книжные премудрости. Одним из главных предназначений Мусейона было дать блестящее образование наследникам царского престола и воспитать достойную египетскую элиту. Для потребностей Мусейона специально были построены университет, обсерватория, библиотека и даже ботанический и зоологический сады. Деметрий Фалерский руководил Александрийской библиотекой в 295 - 284 г.г. до н.э. В 283 г. до н.э., после смерти Птолемея І, его наследник, Птолемей ІІ, отправил хранителя библиотеки в отставку и он умер от укуса змеи вдалеке от столицы. Деметрию Фалерскому приписывают разработку концепции формирования и пополнения книжных фондов, системы учета и каталогизации папирусных свитков, а также устройство самой библиотеки. Кроме того, он считается основателем научного литературоведения, поскольку именно Деметрий успешно справился с задачей издания критических трудов, посвященных произведениям великого Гомера. Задача перед библиотекой была им поставлена грандиозная - собрать в ее фондах все книги мира!

Процветание
С момента своего основания Александрийская библиотека прочно обрела славу наиболее полного и ценного книжного собрания, соперничая с библиотеками Пергама и Родоса. Считалось, что в мире нет ни одного мало-мальски ценного произведения, копии которого не хранилось бы в этой библиотеке. Полагают, что ее основой стали книги, добытые в качестве трофеев во время военных походов еще Александром Великим. По совету хранителя Александрийской библиотеки, Деметрия Фалерского, фараоном была приобретена библиотека Аристотеля, знаменитая редчайшими манускриптами и считавшаяся наиболее ценной в то время. В основной своей массе фонды библиотеки были представлены трудами греческих авторов, но были здесь и рукописи с религиозными, историческими и мифологическими текстами народов, входящих в египетское царство. К примеру, здесь хранились впервые переведенные на греческий язык религиозные тексты из Пятикнижия Ветхого Завета. Собирательство книжного наследия народов, населяющих Египет, не было приоритетом библиотеки, но в то же время позволяло учитывать национальные и религиозные тонкости и нюансы при создании законов египетского государства и организации единого общественного уклада. Фараоны из рода Птолемеев тратили астрономические суммы на приобретение и копирование ценных рукописей. Желая заполучить редчайшие манускрипты и ценные труды, правители Египта не жалели никаких средств. К примеру, страстный ценитель и собиратель книжных раритетов фараон Птолемей ІІ Филадельф, не торгуясь, скупал все наиболее известные греческие книги. Кроме того, пополнение фондов осуществлялось довольно простым, но действенным способом. Согласно одному из преданий, царский указ предписывал всем мореплавателям, заходившим в порт Александрии, продавать или сдавать для копирования свитки, перевозившиеся на кораблях. Существовала даже специальная таможенная служба, тщательно проверявшая весь корабельный багаж и изымавшая для пополнения библиотечных фондов находимые книжные ценности. Все, что нельзя было купить, - переписывалось специальным царским штатом писцов. Ценнейшие литературные труды привозились в Александрию для копирования. Но бывали случаи, притом довольно частые, когда владельцам вместо оригиналов возвращались копии. В подтверждение этому существует легенда, согласно которой из Афин в Александрию были привезены оригиналы трагедий знаменитых греческих авторов - Софокла, Эврипида и Эсхила, под залог в огромнейшую для того времени сумму - 15 талантов серебра. Но, ради сохранения у себя оригиналов рукописей, после копирования фараон Птолемей ІІІ возвратил в Грецию их копии, пожертвовав при этом баснословным денежным залогом. Рукописи не только скупались и копировались, но и обменивались. Значительную часть фондов библиотеки составляли копии (дубликаты) уже имеющихся трудов. Их использовали для замены пришедших в негодность основных фондов, а также обменивали на книги, которые не были представлены в библиотеке. Папирус, служивший материалом для изготовления рукописей, в изрядном количестве произрастал на берегах Нила. Поэтому львиную долю царской библиотеки составляли папирусные свитки. Но хранились здесь и вощеные дощечки, и письмена, высеченные на камне, и дорогие фолианты из пергамента. Кроме хранения, собственно, библиотечных фондов, как это практиковалось во многих библиотеках того времени, Александрийская библиотека служила также и царским архивом. Здесь сберегались записи бесед правителя, доклады и отчеты царедворцев, прочие важные государственные документы. При этом все дела были скрупулезно и детально сгруппированы, в результате чего прослеживалась цепочка событий: от замысла или решения фараона по какому бы то ни было вопросу - до окончательного воплощения его в жизнь. Со временем фонды библиотеки стали настолько обширными, что при фараоне Птолемее III Эвергете, в 235 г. до н.э., было решено основать ее филиал, так называемую «дочернюю» библиотеку. Таким филиалом послужила библиотека при Серапеоне - храме в честь бога Сераписа (Сараписа). Находилась она в александрийском квартале Ракотис. Ее фонд состоял приблизительно из 50 000 свитков, основой которого была религиозная литература, а также дубликаты папирусов, хранящихся в основном библиотечном здании. Основанная как часть религиозного комплекса, библиотека-филиал сама считалась культовым сооружением, перед ее посещением даже требовалось пройти специальный обряд очищения. Эта храмовая библиотека, кроме прочего, содержала тексты, связанные с формированием нового культа бога Сераписа, который был создан для объединения в одно целое религий Греции и Египта, и послужил прообразом единой мировой религии. Руководил «дочерней» библиотекой верховный жрец бога Сераписа. Таким образом в Александрии возникло фактически две библиотеки - одна светская, а другая - религиозная.
Упадок
Бытует несколько версий, приведших к упадку и исчезновению Александрийской библиотеки. Но ни одна из них полностью не подтверждена и не опровергнута официально. Началом конца Александрийской библиотеки считается пожар, возникнувший во время военных действий (48 г. до н.э.) между Юлием Цезарем, поддержавшим юную царицу Клеопатру в ее притязаниях на царский трон, и ее братом и супругом, малолетним Птолемеем ХІІІ Дионисием, а также сестрой Арсиноей. По одной из версий Юлий Цезарь сам приказал поджечь готовые к отплытию римские корабли, чтобы у возглавляемых им римлян не было соблазна бежать, по другой - огонь вспыхнул непреднамеренно в результате ожесточенных уличных боев. Так или иначе, но в результате этого страшного пожара сгорели и корабли, и часть древнего города. Но самой страшной потерей стало уничтожение десятка тысяч бесценных папирусных свитков, большинство которых были погружены на корабли, чтобы быть эвакуированными в Рим, часть находилась в портовых складах, часть - в самой библиотеке. Кто-то высказывает сомнения в гибели самых ценных раритетов из фондов Александрийской книжной сокровищницы во время этого пожара. Существует ряд скептиков, которые уверены, что хитрый и коварный Юлий Цезарь все самое ценное книжное имущество успел отправить на кораблях в известном ему направлении, а чтобы скрыть хищение книжных сокровищ - инсценировал пожар. Огонь ловко скрыл следы преступления, повредив при этом основное здание библиотеки и поглотив незаинтересовавшую Цезаря часть книжных богатств. Тем не менее, царица Клеопатра, наследница рода Птолемеев, очень сильно переживала постигшую Александрию утрату. Пострадавшее от пожара здание библиотеки было отстроено заново. Позже, безумно увлеченный ею Марк Антоний, преподнес в дар обожаемой им царице 200 000 уникальных папирусных свитков, доставленных из фондов Пергамской библиотеки. Этим даром он значительно восстановил пострадавшие библиотечные фонды. В результате гражданской войны, всколыхнувшей Римскую империю, Марк Антоний и поддержавшая его Клеопатра потерпели поражение. В 31 г. до н.э. Египет утратил свою независимость, став одной из римских колоний. А Александрийская библиотека перешла в собственность Римской империи. Следующий удар знаменитая библиотека претерпела во время войны с царицей Пальмиры Зенобией (Ксенобия, Зиновия). Зенобия Септимия, мечтавшая о суверенитете своего царства, в 267 году объявила о независимости Пальмиры, разбила посланные на ее усмирение римские легионы и завоевала Египет. В 273 году войско непокорной Зенобии было разбито Луцием Домицием Аврелианом. Но в результате военных действий египетская столица и главная библиотека египетских фараонов пострадали от разорения и огня. Одни источники винят в этом мятежную царицу, а другие, и их большинство, виновником считают Аврелиана. После этих событий часть уцелевших свитков была перенесена в дочернюю храмовую библиотеку, а часть - вывезена в Константинополь. Но это был не последний пожар, который довелось пережить всемирно известной библиотеке. Времена, когда христиане подвергались гонениям и преследованиям, закончились. Теперь уже пришло их время диктовать свои условия иноверцам. После подписания эдикта императором Феодосием І Великим о запрещении языческих культов, в Александрии в 391 году вспыхнули кровавые стычки между фанатиками-христианами, во главе с александрийским епископом Феофилом (Теофилом), и язычниками. Они обернулись непоправимым ударом для Александрийской библиотеки, фонды которой ломились от чуждых христианской идеологии трудов. Желая истребить все еретические книги, противоречащие христианскому вероучению, библиотека была практически полностью разгромлена, а бесценные рукописи уничтожены и преданы огню. Наибольшему разрушению и уничтожению, вместе с языческим храмом Сераписа, подверглась именно «дочерняя» библиотека в Серапеоне, поскольку в ней содержались священные тексты, преследуемые христианами. Однако есть источники, которые утверждают, что в этом ловко созданном христианами хаосе некие таинственные личности изъяли и вывезли огромное количество представлявших наибольшую ценность священных свитков. Поговаривают, что некоторые из этих рукописей неоднократно всплывали в разное время в разных местах, чтобы не менее загадочным образом исчезнуть снова. Так ли это на самом деле - никто не знает, но то, что рыбку лучше всего ловить в мутной воде - знает каждый! Во время этих погромов библиотека понесла непоправимые потери, однако не перестала существовать. Но былую славу и величие ей возродить так и не удалось. Окончательно гибель когда-то величественной и наиболее обширной в древнем мире библиотеки связывают с арабскими завоевателями. По дошедшим до нас сведениям произошло это в 646 году, когда Александрия была захвачена войсками халифа Омара (Умара) І. Сначала библиотечные фонды были разграблены арабами-завоевателями, а затем - подвержены уничтожению. По легенде, у халифа Омара-победителя спросили, как поступить с великим множеством книг, хранящихся в Александрии. Он, будучи яростным фанатиком-мусульманином, почитавшим одну-единственную книгу - Коран, ответил, что если рукописи подтверждают то же, что написано в Коране, - они бесполезны, а если в них содержится то, что противоречит единственной Божественной Книге, тогда они крайне вредны. В обоих этих случаях они подлежат уничтожению. По одной из версий, исполняя приказ своего повелителя, арабские воины сожгли все содержимое библиотеки в полыхавших не один день гигантских кострах. По другой - рукописи были свернуты в огромнейшие свертки и брошены в горячую воду в городской бане, из-за чего оказались непоправимо испорченными. По противоположным сведениям, завоеватель Омар отправил домой в качестве трофеев огромное количество редкостных рукописей из фондов египетской царской библиотеки. Позже они появились в личных книжных собраниях ряда уважаемых представителей арабского мира. Те, кто знают благоговение арабов перед наукой и знаниями, даже мысли не допускают, что кто-либо из представителей этого просвещенного народа смог бы уничтожить ценные рукописи. Однако тайна исчезновения Александрийской библиотеки так и остается неразгаданной. Была ли это чья-то хорошо спланированная акция? Или же религиозный фанатизм и безумные войны развеяли былую славу книжной сокровищницы, служившей Меккой образования и научной мысли древнего мира? Вряд ли когда-либо нам суждено это узнать. И если где-то в укромном месте и хранятся древние раритеты, когда-то составлявшие гордость Александрийской библиотеки, то их владельцы вряд ли откроют нам их секрет. Слишком уж ценными являются хранимые ими сокровища, слишком могущественными могут быть знания, содержащиеся в хрупких свитках.
Источник: http://lati.me/


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (0)
ЕленКа
ЕленКа
Автор
436 дн. назад
/// Scroll to comments or other