Вселенная представляется мне большой симфонией; люди как ноты м К. Чюрленис | Colors.life
235

"Вселенная представляется мне большой симфонией; люди - как ноты" М К. Чюрленис

22 сентября – 140 лет со дня рождения М.К. Чюрлёниса (1875-1911), литовского художника, поэта, композитора, яркого явления в искусстве 20 века. Чюрлёнис прожил короткую жизнь.: ему не было и 36 лет, когда он умер. Его биография могла бы уложиться в несколько строчек: постоянные бедствия,нищета, непонимание, болезнь, ранняя смерть, посмертная слава. Но за короткий срок, отпущенный ему судьбой, Чюрлёнис успел сделать очень многое. Он создал свой собственный мир в искусстве.

Наследие Чюрлёниса ещё не исследовано и не объяснено до конца. Содержание его произведений нередко получает разное, даже противоположное толкование. Одни называют Чюрлёниса предтечей абстракционизма, усматривают прямое воздействие Чюрлёниса на Кандинского. Другие считают, что своим творчеством Чюрлёнис подготовил развитие русского авангардизма.

Среди поклонников Чюрлёниса такие деятели искусства, как
Горький, Р. Роллан, А. Бенуа, Мстислав Добужинский, Николай Рерих, Александр Скрябин, Игорь Стравинский…

Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных к
жизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент, и его Христофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис!» Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему, и
если люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что я
рискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и по существу не интересен. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул.
Весь смысл искусства в этом». Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом» и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит!» На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:
«Наверно, потому, что бог сам был дилетант»… Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказанию творил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться.

Николай Рерих

ЧУРЛЕНИС

Слышу, что имя Чурлениса стало национальным именем в Литве, сделалось гордостью народа литовского. От души радуюсь этому. Каждое признание истинной ценности всех веков и народов должно быть приветствовано. Там, где ценят своих героев, творцов и тружеников, там возможно и светлое будущее. Довольно бывшего невежества, когда на разных путях истории мы видели, как попирались и оскорблялись лучшие человеческие достижения. Довольно невежественных отрицаний. Народ может жить лишь светлым допущением и утверждением. Когда постройка идет - все идет.

Еще недавно было принято или осмеивать, или скептически пожимать плечами на все новое и необычное. Ох уж эти скептики, которые в своих зачерствелых сердцах готовы придушить каждое молодое достижение! Если кто-то является в новой форме, то разве такое обновление уже должно стать уделом растерзания?

Вспоминаем Ван Гога, пославшего своему домовладельцу в уплату за квартиру свое отрезанное ухо, как символ пресловутого шейлоковского мясного вознаграждения. Вспоминаем, как Модильяни умер с голоду, и лишь этот потрясающий конец открыл доступ к общему признанию его произведений. Вспоминаю происходившую на наших глазах трагедию гениального Врубеля. Не сошел ли он с ума от всех тех жестоких несправедливостей, которыми невежественные дикари кололи и обжигали его возвышенное сознание?

Трудна была земная стезя и Чурлениса. Он принес новое, одухотворенное, истинное творчество. Разве этого недостаточно, чтобы дикари, поносители и умалители не возмутились? В их запыленный обиход пытается войти нечто новое - разве не нужно принять самые зверские меры к ограждению их условного благополучия?

Помню, с каким окаменелым скептицизмом четверть века назад во многих кругах были встречены произведения Чурлениса. Окаменелые сердца не могли быть тронуты ни торжественностью формы, ни гармонией возвышенно обдуманных тонов, ни прекрасною мыслью, которая напитывала каждое произведение этого истинного художника. Было в нем нечто поистине природно вдохновенное. Сразу Чурленис дал свой стиль, свою концепцию тонов и гармоническое соответствие построения. Это было его искусство. Была его сфера. Иначе он не мог и мыслить и творить. Он был не новатор, но новый. Такого самородка следовало бы поддержать всеми силами. А между тем происходило как раз обратное. Его прекраснейшие композиции оставлялись под сомнением. Во время моего председательствования в "Мире Искусства" много копий пришлось преломить за искусство Чурлениса. Очень отзывчиво отнесся Добужинский. Тонкий художник и знаток Александр Бенуа, конечно, глубоко почувствовал очарование Чурлениса. Но даже и в лучших кругах, увы, очень многие не понимали и отрицали.

Так же точно многими отрицалось и тончайшее творчество Скрябина. В Скрябине и в Чурленисе много общего. И в самом характере этих двух гениальных художников много сходных черт. Кто-то сказал, что Скрябин пришел слишком рано. Но нам ли, по человечеству, определять сроки? Может быть, и он, и Чурленис пришли именно вовремя, даже наверное так, ведь творческая мощь такой силы отпускается на землю в строгой мере. Своею необычностью и убедительностью оба эти художника, каждый в своей области, всколыхнули множество молодых умов.

В конце концов разве мы знаем, где происходит наибольшее восприятие творчества. Леонид Андреев незадолго до смерти писал мне: "Говорят, что у меня есть читатели, но ведь я-то их не знаю и не вижу". Скорбно звучали такие признания писателя.

Другой прекрасный художник недавно писал мне: "Говорю, как в подушку". Истинно, не знаем мы путей творчества. Формула - неисповедимы пути - весьма реальна. Но рядом с этим невидимым для самого художника восприятием его творчества живет и напряжение его сил. Все помнят жизненную трагедию Рембрандта или Франца Хальса. Но и в трагедии этой так много торжественности. Без героической торжественности облики названных художников потеряли бы многое. Сами костры и факелы дикарей являются лишь озарением пути. Без врагов люди забыли бы о многом полезнейшем и прекраснейшем. Недаром приходилось писать похвалу врагам.

Вот и Чурленис в своих прекрасно напевных мирных созданиях тоже мог бы написать похвалу врагам. Дикари и враги много потрудились для его будущей славы. И пришла она, эта легкокрылая гостья, не для того, чтобы только переночевать около произведений Чурлениса, но чтобы озарить его творения навсегда. Велика радость, когда можно отметить, что весь народ признал свою истинную ценность.

Недавно всенародно хоронили великого писателя Горького. В этой всенародности был крик признательности всеобщей. Не ему, ушедшему, но во имя справедливости прекрасен был порыв дружный, превознесший ценность искусства.

Прекрасно признание Чурлениса литовским народом. Это тоже будет не временный взрыв сантимента, но твердое признание, низкий поклон всенародный творцу и труженику. Радуюсь вестям из Литвы о признании прекрасного художника Чурлениса.

3 сентября 1936 г.


Теги
#искусство
Вам будет интересно
Alexandra Mi
Реклама
Комментарии (0)
Надежда Лебедева
Надежда Лебедева
441 дн. назад
/// Scroll to comments or other