Бриллиант искусства Янтарная комната | Colors.life
Входит в сотню лучших постов
1055

Бриллиант искусства — Янтарная комната

Вы бывали когда-нибудь в Янтарной комнате? Кажется, что она вся будто в огне. Он тлеет, тихонько тлеет, а тебе чудится, что он вот-вот вспыхнет пламенем. Даже немного жутковато. Блеск янтаря, его медовый огонь, холодное сверкание зеркал, сочные краски уральских камней — такое забыть невозможно. Глаза ослепляют богатство и теплота тонов: от пылающего топаза до золото-лимонного. Золото резьбы кажется тусклым и фальшивым на фоне блеска янтаря.

Янтарный кабинет задумал архитектор и скульптор Андреас Шлютер для церемонии восшествия на престол прусского короля Фридриха I. По его проекту Янтарный кабинет предназначался для убранства одного из залов Большого королевского дворца в Берлине, но король Фридрих I умер, а его сын, Фридрих Вильгельм I, осуждал мотовство отца, считая янтарный кабинет дорогим излишеством. Поэтому все работы были прекращены. Но и то, что уже было создано, стало уникальным творением рук человеческих...

О скупости Фридриха Вильгельма I ходили легенды. Его не трогала красота, гораздо большее значение для него имели деньги. Чудо из янтаря сложили в ящики. Через несколько лет в Пруссию прибыло российское посольство во главе с Петром I. Фридрих Вильгельм показал русскому государю свой дворец. Дошли до комнаты, где в ящиках лежал янтарь. Петр поразился:
— Да что же это?! Такая красота в ящиках хранится!
— Денег нет, чтобы завершить работы, — посетовал Фридрих Вильгельм.
— У нас такое добро не пропадало бы.. .
И тут случилось неожиданное. Скупой жадный Фридрих Вильгельм подарил русскому царю янтарное чудо.
Янтарь упаковали и с большими предосторожностями на подводах переправили в Петербург. Петр погрузился в государственные заботы и забыл о подарке. Он так и не собрался установить его во дворце.

Много лет спустя о янтарном кабинете вспомнила царица Елизавета. В то время по приказу императрицы в Царском селе шло строительство нового дворца. Руководил работой Варфоломей Растрелли, помогал ему Александр Мар­тели. Елизавета старалась как можно изысканнее его украсить. Тогда и вспомнили о янтарном чуде. В 1755 году по распоряжению императрицы янтарный кабинет отправили в Цар­ское село. Работу Растрелли продолжил хранитель Янтарного зала Фридрих Роггенбург и его сын Иоганн. Только к 1770 году установка комнаты была закончена. Так появился «бриллиант искусства» — Янтарная комната — гордость русских царей.

Два столетия Янтарная комната находилась в Екатерининском дворце. Никто не мог предвидеть тех страшных событий, которые произошли в начале Великой Отечественной войны. С первых дней войны в музее начались работы по спасению уникальных сокровищ. Что же делать, как вывезти комнату и не уничтожить ее? Решили провести консервацию уникального шедевра прямо на месте, но это не спасло янтарную комнату. Немцы нашли её и вывезли в конце 1941 года в столицу Восточной Пруссии Кенигсберг.
Янтарную комнату должны были отправить в австрийский город Линц, на родину Гитлера. Там создавался грандиозный музей из награбленных сокровищ. Фюрер испытывал особое пристрастие к янтарю, верил в его чудодейственные свойства — исцелять от болезней, защищать от сглаза.
Янтарную комнату установили в Королев­ском замке. Сначала увидеть ее могли только особо доверенные люди, затем на уникальное сокровище мог взглянуть каждый.
Так было до 1944 года. Той весной в Королевском замке случился пожар.
Что было с комнатой дальше, остается загадкой до наших дней.. .
В конце августа начались усиленные бомбардировки Кенигсберга англо-американской авиацией. Большой ущерб бомбежки нанесли Королевскому замку. Сгорели многие ценности. В свою очередь, немцы начали эвакуацию награбленного. От Гитлера поступали прямые указания о вывозе Янтарной комнаты.

Янтарные панели были сложены в ящики и укрыты в подвалах замка. Тем временем советские войска штурмовали Кенигсберг.
Из Москвы в Кенигсберг прибыл доктор исторических наук, сотрудник Государственного Исторического музея профессор А. Я. Брюсов. Ему поручили по горячим следам отыскать вывезенные фашистами музейные ценности, но найти янтарную комнату ему так и не удалось.
Шли годы и несмотря на предпринимаемые усилия, Янтарная комната так и не была найдена. Оставалось все меньше шансов, что ее вообще когда-либо обнаружат.
В 1979 году группа историков-искусствоведов, художников и реставраторов начала воссоздание янтарного чуда. Автором проекта стал архитектор А.А. Кедринский. Работа предстояла нелегкая, но энтузиасты активно взялись за дело. Перед ними стояла задача изготовить около полумиллиона деталей декора Янтарной комнаты, используя при этом технику мастеров XVIII века.
Сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до начала Великой Отечественной войны. Они и послужили образцами для художников.

Официальное открытие янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года , в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга.

Источник: http://ria.ru/spravka/20100429/227384217.html#ixzz3ZBMgmuwU

Стали «всплывать» и другие фрагменты старой Янтарной комнаты. В мае 1997 года полиция Потсдама обнаружила одну из четырех флорентийских мозаичных картин, украшавших янтарный кабинет. Панно признано подлинным. 29 апреля 2000 года Германия передала России фрагменты Янтарной комнаты — мозаику «Осязание и обоняние» и комод. У мастеров появилась уникальная возможность сравнить оригинал с копией. Сходство было идеальным — детали совпадали до мельчайших подробностей. Такой работой российские реставраторы могли гордиться по праву.
31 мая 2003 года в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга восстановленная Янтарная комната была открыта. В церемонии приняли участие Президент России В.В. Путин и канцлер Германии Г. Шредер. Так началась новая история «восьмого чуда света» — Янтарной комнаты.


Вам будет интересно
Реклама
Комментарии (1)
Ирина Городова
Этот шедевр Чудо по праву!
582 дн. назад 0
Комментарий был удален.
Ирина Кизилова
Ирина Кизилова
Автор
583 дн. назад
/// Scroll to comments or other